Популярный актёр Михаил БОГДАСАРОВ учился в ГИТИСе у прославленного режиссёра Сергея Колосова. Работал в Театре кукол Образцова, затем в «Сфере» и Театре-студии Олега Табакова. Табаков, кстати, называл Богдасарова «мастером эпизода». И зритель любит актёра за небольшие, но очень яркие роли в таких фильмах и сериалах, как: «Русь изначальная», «Курочка-ряба», «Время танцора», «Марш Турецкого», «Дальнобойщики», «Час Волкова» и др.
- Михаил, ваш друг и бывший товарищ по Высшим режиссёрским курсам Дмитрий Дюжев недавно снял вас в новелле «Моей любимой» в киноальманахе «Мамы». Вы сыграли там очередную эпизодическую роль или всё-таки главную?
– На мой взгляд, там все роли главные… Я играю водителя, который везёт героя Сергея Безрукова к маме. И в дороге рассказывает ему свою замечательную историю из жизни. Дело происходит 8 Марта, и, естественно, это история о женщине, о супруге, которой мой герой хотел сделать какой-то необычный подарок, но та в сердцах бросила: иди, мол, лучше деньги зарабатывай! И вот он сейчас сидит за баранкой, и никакой романтики на 8 Марта… С Сергеем Безруковым мне было приятно работать, мы с ним несколько лет вместе играли в Театре-студии Олега Павловича Табакова. С Димой Дюжевым сблизились, когда ещё учились у Владимира Хотиненко. Снимались друг у друга в учебных работах, а по-серьёзному встретились на съёмочной площадке в комедии «Каникулы строгого режима».
– Помню, Дюжев играл там зэка, бывшего милиционера. А вы кого?
– О, у меня была очень высокая должность: я играл полковника, начальника управления. Интересно, что лето и праздник на воде, где фигурировал Дракон, мы снимали в ноябре, в громадном, специально выстроенном шатре. Там были свет, солнце, радость и веселье. Вне шатра шёл реальный снег. И вот мы снимаем эпизод, где я должен сказать майору Гладких, которого играл Александр Лыков: мол, надо бы начальника колонии Вышкина (Владимир Меньшов) за его либеральность и попустительство уголовникам слегка «приубрать». Только я открываю рот, шатёр порывом ветра распахивается, и я начинаю заглатывать в себя громадные снежинки…
– В 90-е годы вы много снимались в рекламе: шоколадки, напитки, оружейные магазины…
– Понимаете, я закончил ГИТИС ещё в нормальное советское время – в 1983 году, а через два года наступила перестройка. Кино в стране закончилось, началась реклама. Надо сказать, в рекламе мне посчастливилось работать с хорошими режиссёрами, такими, например, как Тимур Бекмамбетов. Я снялся у него в цирковом ролике про «Твикс» не только ради денег, это было творчество, такая чисто актёрская реклама!.. Но одновременно с этим, между прочим, я снимался у Андрона Кончаловского в «Курочке Рябе». Играл там азербайджанца, который торгует дорогими яйцами на базаре. А рядом главная героиня в исполнении великолепной Ии Саввиной тоже торговала яйцами, но задёшево. И вот я к ней подхожу и говорю: «Если будешь торговать дёшево, я тэбя убью».
– Что было интересного на съёмках у Кончаловского?
– Это было не совсем российское кино. Технологии были иностранные, и я впервые увидел, как всё может быть здорово организовано на съёмочной площадке. Не так, как у нас: тупо поставили камеру, поговорили все по очереди и разошлись. У Андрона кино снималось с ног, с рук, с колёс. Мне понравилось, что Кончаловский внимательно выслушал меня – что я хочу сделать в этом эпизоде. И ни разу не поправил, не остановил съёмку. Даже когда Инна Михайловна, сцепившись со мной по сюжету, царапала меня… реально, до крови!
– Кто ещё из режиссёров преподнёс вам те или иные уроки?
– Вадим Абдрашитов, дело было на съёмках фильма «Время танцора». Меня утвердили на роль авторитета Саида. Не сразу, на пробах снимали эту сцену часа четыре. Через наделю я приехал в Феодосию на съёмки. Первым встретил Вадима Юсуповича, и он мне с ходу говорит: «Ну что, Миша, сможешь так же сыграть, как на пробах?» Даже стало немного обидно – мне, профессиональному актёру, задают такой вопрос. «Я для этого сюда и приехал, чтобы хорошо сыграть свою роль», – сказал я хмуро…
Но, похоже, Абдрашитов меня своим вопросом сглазил. Сидим мы за столиком в поезде с главным героем, которого играл Андрей Егоров, репетируем сцену. Я абсолютно спокоен: роль у меня в кармане, на пробах я это доказал. И вдруг я начинаю разговаривать как-то важно, небрежно, включаю такого Артиста Артистовича. А Вадим Юсупович наблюдает за нашей репетицией в стороне. Репетиция продолжается, но съёмка почему-то так и не начинается. Абдрашитов меня просит подойти и говорит: «Понимаешь, не надо так играть… Ты слишком заигрываешься, Михаил. Не надо, будь проще, сбрось». Я немного погулял, проветрился. И когда вернулся, Абдрашитов уже спрашивает меня в лоб: «Ну что, ты готов?» Без всяких эмоций отвечаю: «Готов». И сцену сняли с одного дубля, лихо, весело. В чём урок от Абдрашитова? Не зазнавайся, не переигрывай!