Петербургский Центр книги и графики представил сборник стихов «Прогулки вдоль Невы». Его автор — весьма самобытный и талантливый поэт из Казахстана Серик Устабеков, сумевший удивительно тонко — во след поэтам Серебряного века, которых почитает, — рассказать о том Петербурге, который мы знаем… и не знаем. Одновременно в Центре открылась выставка художника Вячеслава ЛюйКо, который замечательно проиллюстрировал стихи влюбленного в Петербург поэта.
На презентации книги Серика Устабекова побывали и представители Генконсульства Казахстана.
— У Вас есть стихотворение, где Вы называете себя «странный тюрк». Что это означает?
— Это такой тюрк, который любит Санкт-Петербург, его историю, живопись, литературу и признается ему об этом в стихах. Если в наше время такие случаи встречаются часто, то я искренне буду рад, а если нет, то это вызывает вопросы, на которые мне приходится отвечать.
— Серик, прочтя Вашу новую книгу стихов, нельзя не заметить, насколько сильно Вас вдохновляет Петербург. Не задумывались переехать сюда жить постоянно?
— Мыслей о переезде в Санкт-Петербург у меня нет. Помните такую фразу: «большое видится на расстоянии»? Я всем сердцем люблю Питер, все, что связано с ним. Но поймите меня правильно: Родина для меня — это святое.
— В отзывах на Ваши стихи, которые пользуются большим успехом у читателей, как вижу, на сайте «Стихи.ру», есть такие слова: «Светлый Вы человек!..» Вы считаете себя им или можете сказать, если не постесняетесь, о какихто иных сторонах своей личности, которыми, быть может, не довольны и пытаетесь чтото изменить в себе?
— Наверное, каждый нормальный человек желает, чтобы его называли или считали светлым. В жизни я стараюсь быть честным, не пытаюсь кого-то осуждать. Всегда помню фразу: «Не судите — не судимы будете». Конечно, я не безгрешен. Очень строго отношусь к себе. Не стесняюсь учиться. Думаю — то, что мы имеем, то и заслуживаем. Если ставлю перед собой цель, обязательно добиваюсь ее.
— В русском языке нынче много американизмов. Но Ваш поэтический русский язык, да и не только Ваш, не впускает их. Почему?
— Стараюсь, как и многие поэты, их избегать, так как считаю, что русский язык действительно могуч, разнообразен и исключителен. Зачем без особой надобности засорять его?
— Как Вам кажется, современные люди отдаляются от поэтического видения мира или нет?
— Когдато Советский Союз был самой читающей страной в мире. А сейчас… На мой взгляд, действительно, современные люди читают все меньше и меньше. И, соответственно, отдаляются и от поэзии в том числе. Быть может, виной тому развитая индустрия развлечений, идеология потребительства. Хотя, уверен, что поэзия никогда не умрет, ибо душе каждого человека нужна лирика.
— У Вас четверо детей. Как они воспринимают Ваши стихи?
— Мои дети довольно редко самостоятельно читают стихи папы. Скорее, я сам читаю стихотворения для них, причем, не только свои. Скажу честно, моя поэзия им нравится, но, к сожалению, вынужден признать, что нынешнее поколение (сужу по своим отпрыскам) увлекается литературой гораздо меньше, чем, допустим, я и мои друзья.
— Серик, а Вы писали для детей?
— Да, я пишу для детей. Надеюсь, в следующем 2012 году у меня выйдет именно такая книга, часть стихов из нее размещена на моей страничке на сайте «Стиху.ру».
— Почему Вы увлеклись собирательством живописи?
— Быть может, это пришло из детства: мой родной дядя коллекционировал книги по живописи и открытки с репродукциями картин классиков, рассказывал мне о великих художниках и течениях в живописи. Возможно, те зерна упали в благодатную почву.
— Какая оказалась первая картина в Вашей коллекции и почему?
— Первую картину я приобрел у художника Сергея Анарбекова. Увидел объявление о персональной выставке с изображением горного пейзажа, который мне понравился. А потом подружился с живописцем и постепенно начал заниматься коллекционированием.
— Расскажите о принципах подбора Вашей коллекции живописи и графики. Кто и что составляет ее гордость?
— После приобретения первой картины я всерьез увлекся изучением истории живописи Казахстана. Естественно, основой моей коллекции являются работы художниковклассиков нашей страны — С. Калмыкова, А. Кастеева, У. Тансыкбаева, Ж. Шарденова, Е. Сидоркина, Г. Исмаиловой, А. Галымбаевой, которых я очень люблю. Перечислять имена могу долго.
— Как Вы в душе своей совмещаете руководство крупным предприятием по изготовлению железобетонных изделий с таким тонким занятием, как поэзия?
— На самом деле, никакого противоречия здесь не вижу, тем более, что обычно пишу после работы и ночью. Вообще, на мой взгляд, чем шире диапазон интересов человека, тем лучше для поэзии.
— Серик, а возникают ли противоречия: с одной стороны — организатор бизнеса, с другой — организатор тонкого душевного стихотворческого процесса?
— Нет, противоречий нет, да и не может быть: и в первом, и во втором случае это ведь я и там, и здесь один «организатор».
— Мешает ли порой серьезной и ответственной работе на заводе желание вдруг достать блокнот и набросать возникшие поэтические образы?
— Конечно, такие моменты случаются, порой вызывая чувство досады. Но что делать? Бывает, пишу в машине, когда ее веду. Как это происходит? Просто записываю стихи, пользуясь сотовым телефоном и даже не глядя на его экран, так как хорошо помню расположение букв на клавиатуре.