Аргументы Недели → Культура № 35(276) от 08.09.2011

От Мадонны до Мефистофеля

, 20:18 , Кинокритик, тележурналист

В разгаре старейший кинофестиваль мира – Венецианский. Свое 68-е «издание» он щедро украсил именами лучших представителей авторского кинематографа, которые сохраняют верность искусству и в коммерческом, и в малобюджетном форматах. Разумеется, между страницами фестивального альбома, словно цветочки, прилегли кинозвезды, иногда немножко засушенные, но всегда привлекательные. Подурнела, пожалуй, только Моника Беллуччи, которая снялась в бездарном фильме Филиппа Гареля «Это лето». Но это нижняя планка фестиваля. Все остальное – лестница в небеса.

Исцеляющая порка

В начале этого бесконечного пути расположился новый фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод» про чудесный период в начале ХХ века, когда совершались открытия, меняющие представления о мире. Вот и психоанализ, изобретенный Фрейдом и Юнгом, становится колоритным фоном для сюжета, в котором больная героиня Киры Найтли при помощи «опасного метода» постепенно избавляется от комплексов.

Сперва мы видим чистую патологию – героиня все время корчится на экране, и эти корчи возбуждают доктора Юнга, к которому ее в начале фильма привозят на поправку. В исполнении новой секс-звезды Майкла Фассбендера Юнг быстро находит ключ к своей подопечной – это ремешок, которым он стегает ее по оголенной попке. Кира Найтли заводится невероятно и самозабвенно отдается доктору, практикующему метод садомазотерапии. Вот и корчи проходят – оказывается, все дело в достижении оргазма. Очень поучительный фильм. Правда, бюджета могло быть побольше – раздражает пустая Вена и костюмы из прачечной. Будто в начале прошлого века ничто никогда не мялось.

Чуть лучше будет фильм «Стыд» режиссера Стива МакКвина, где «зажигает» уже упомянутый мной Майкл Фассбендер. Проблемы у его героя просто как у Александра Блока – «получается» только с проститутками, но стоит вступить в отношения лирические – и просто беда. Да еще сестра-певица, милая, но глупая дурында, хочет от него братской ласки. А он – законченный эгоист, чередующий проститучий секс с самоудовлетворением в Сети, с ней почти непоправимо бездушен. Все схемы фильма достаточно просты для чтения, однако качество самой «картинки» приковывает внимание вплоть до финала.

Мадонна вне конкурса

Гламурной картинкой взяла зрителя и Мадонна, которая дебютировала в Берлине в 2008 году достаточно невнятным фильмом «Грязь и мудрость». И вот ее новый фильм вне конкурса, названный по инициалам героев фильма, – американки Уоллис Симпсон и английского короля Эдварда VIII «W.E.». Фильм начинается с того, что молодая девушка-следопыт Уолли посещает выставку-продажу вещей королевского дома, которую устраивает аукцион «Сотбис». Перед ее глазами (режиссерский прием Мадонны) проносится вся жизнь американской соблазнительницы, ради женитьбы на которой молодой король отрекся от престола в пользу своего брата Георга VI. При этом в судьбе госпожи Симпсон и в судьбе следопытки обнаруживается много общего. Мадонна все время параллелит их жизни, обильно оснащая антикварным реквизитом.

В отличие от Кроненберга, она не мелочится. Каждый кадр просто интересно разглядывать – столько там наворочено подробностей и деталей. И реверанс по отношению к восточным славянам тоже имеется – русский охранник, полюбивший следопытку, воплощает тоску западных теток по мужской грубости и нежности в одном флаконе. И все бы ничего, только у героев все время одно и то же выражение лица, а любовница короля уж слишком смахивает на служанку. Вспомним, что в оскароносном фильме «Король говорит» троноразлучница выглядела как настоящая сирена, а у Мадонны получился какой-то брайтонбич.

Кстати, Колин Ферт, который играл Георга VI в «Король говорит», в Венеции представлял новый фильм со своим звездным участием – «Шпион, выйди вон» шведа Томаса Алфредсена. Бывший король играет в нем двойного агента английских секретных служб, по убеждению работающего на советскую разведку в эпоху холодной войны. Образ вышел очень душевным, чего нельзя сказать о советском резиденте в исполнении Константина Хабенского, законченном цинике. Звездный состав этого стильного фильма украшает и Гари Олдман, всем своим видом доказывающий, что у шпионов тоже есть личность. Мелькнула в этом фильме и русская актриса Светлана Ходченкова, которая сдает своих и хочет стать перебежчицей, но свои ей этого не простят. Занятного эффекта добивается режиссер – при том, что действие все время, иногда даже молниеносно, развивается, остается ощущение неторопливости и внятности всего происходящего.

Метаморфозы

Актерский ансамбль в «Шпионе» великолепен, однако работа Райана Гослинга в фильме Джорджа Клуни «Мартовские иды» мне показалась на порядок выше. Главное, что есть в созданном им характере, – это развитие. В начале фильма перед нами один человек, а в конце – другой, и пережитое им меняет его лицо. Поначалу молодой спичрайтер кандидата в президенты от демократов просто светится от бьющей из него веселой воли к жизни, которую он фокусирует в достижении конкретных партийных целей. В финале после пережитой истории перед нами законченный циник, обожженный в политической преисподней. Так юные ямочки рядом с губами превращаются в носогубные складки.

Или звездный состав актеров (Филипп С. Хоффман, Пол Джаматти), или режиссерские качества Клуни, или то и другое вместе сделали «Мартовские иды» настоящим событием фестиваля.

Но на самой вершине фестивального Олимпа на сегодняшний день находится «Фауст» Александра Сокурова, который венчает тетралогию, посвященную героям-властителям ХХ века. «Фаусту» предшествовали фильмы «Молох» (в центре Гитлер), «Телец» (в центре Ленин) и «Солнце» (в центре Хирохито, японский император). На сей раз власть достается собирательному образу мятежного человека – Фаусту, который отдает за нее свою душу.

Застаем мы Фауста (Йоханнес Зейлер) в начале фильма со скальпелем в руке – он вскрывает покойника, исследуя строение его внутренностей. Понятно, что места для души в них нет. Так почему бы не заложить ее Мефистофелю (Антон Адасинский), который может удовлетворить любой голод, любую похоть. Сокуров вовлекает нас в фантастическое царство, где старинные города и девственные чащи словно сошли с полотен малых голландцев и где тесно мятежному духу Фауста. И вот, добившись удовлетворения желаний, он обязан платить по счетам. Но что ему делать среди мертвых? А злорадный Мефистофель отправляет его туда, где живых нет и откуда нет возврата. Красота мира мертвых потрясает воображение, но в ней – тоска, потому что она будет вечно.

Работая с очень тонкими материями, Сокуров создает кино безупречное, и если жюри под председательством Дарена Арановского. Он произвел на меня хорошее впечатление, когда я с ним общался по поводу оскароносного «Черного Лебедя» в Венеции в прошлом году. Поэтому – если не наградит этот фильм, то призовая политика фестиваля затрещит по швам. Надеюсь, этого не произойдет.

Антиподы

В заключение еще о двух достойных внеконкурсных фильмах. Это, во-первых, документальный фильм питерского режиссера Виктора Коссаковского «Да здравствуют Антиподы!», показанный на открытии фестиваля. Снятый в полемике с Льюисом Кэроллом, у которого Алиса из Англии попадает в Австралию, где якобы все вверх ногами, режиссер обнаруживает, что только 4 точки Северного полушария имеют своих антиподов в Южном, потому что везде – вода. И из Англии можно попасть только в пучину Мирового океана. А вот из Испании можно попасть в Новую Зеландию. И что видит его камера в противоположных точках Земли? Чудо чудесное: в Испании – камень, похожий на кита, а в Новой Зеландии – выбросившегося на берег кита, один к одному испанский камень. Или самый большой в мире мост в Шанхае. А на другом конце земли самый маленький в мире мост в глухой аргентинской деревне. И так во всех «перевертышах», причем при этом обнаруживается, чем дальше выбранные места от больших городов, тем люди в них лучше.

Другой внеконкурсный фильм, который нельзя пропустить, – это новый фильм Стивена Содерберга «Заражение». Многобюджетный фильм-катастрофа на сей раз развивает тему очередной напасти – неизлечимого вируса, который попадает в США из Гонконга вместе с героиней Гвинет Пэлтроу, и начинается жесть. Люди мрут как мухи, начинается паника, толпа крушит супермаркеты, как навозные жуки, в дома забираются мародеры. В такой обстановке после смерти жены (Гвинет Пелтроу) и сына простой американский парень Мэтт Дэймон должен спасти свою дочь. И он защищает ее от всех напастей, пока другие герои фильма ищут спасительную вакцину. Но начальница от медицины Кейт Уинслет заражается раньше, чем вакцина будет найдена. И умирает вслед за Гвинет Пэлтроу. Щедрый на жертвенных звезд фильм оставляет в живых, разумеется, героя – Мэтта Дэймона, и популярного блогера Джуда Лоу, который наживается на беде, толкая идею об утечке бактериологического оружия. Количество кликов на его сайте зашкаливает. Денежка течет рекой.

В заключение скажу, что Венеция в этом году превзошла все смелые ожидания по качеству фильмов и количеству снизошедших сюда звезд. С самыми «горячими» из них я встречусь в своей авторской программе «Тихий дом», которая выйдет на Первом канале традиционно сразу после окончания церемонии закрытия в эту субботу 10 сентября в 00.40. А в конце программы вы узнаете имена победителей!

Поланский устроил «Резню»

Невъездной в Италию режиссер Роман Поланский доверил свой новый фильм «Резня» в конкурсе фестиваля представлять Кейт Уинслет. Она говорила не только о кино, но и не упускала случая бороться с гламурщиной глянцевых журналов, которые зомбируют несчастных теток, заставляя их делать опасные и никчемные пластические операции. Участвуя аж в трех конкурсных и внеконкурсных фильмах фестиваля, Кейт была нарасхват. А у Поланского она сыграла роль в уморительной инсценировке с двумя семейными парами, которые собираются в квартире у одной из них (хозяйка – Джуди Фостер), чтобы выяснить отношения, осложнившиеся из-за того, что сын Кейт стукнул хворостиной сына Джуди.

Касаясь проблемы воспитания детей, герои то ссорятся, то мирятся, то ссорятся с новой силой. Но героиня Кейт Уинслет не только говорит, она еще и «действует»: то ее стошнит прямо на любимые книги Джуди Фостер, то она растерзает букет из желтых тюльпанов, то бросит осточертевший мобильник мужа в вазу с водой. Короче, после мрачного «Писателя-призрака» Поланский решил сменить пластинку и дал передышку своим поклонникам, предложив им комедию.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram