Аргументы Недели → Культура № 31(272) от 11.08.2011

Начинаю скучать от безделья

, 20:17

- В картине «Никто не хотел умирать» вы играли с Юозасом Будрайтисом и после этого стали настоящими друзьями. Значит, дружба между актерами все-таки возможна?

– Понятное дело, каждый из нас имеет свой небольшой круг друзей. Это два-три человека, с кем постоянно общаешься, проводишь праздники. А вот с актерами действительно редко бывают такие многолетние душевные отношения. Но если можно говорить, что актерская дружба есть, то между нами с Будрайтисом она точно присутствует.

Мы с ним даже играли как-то братьев-близнецов. Вообще в нескольких фильмах вместе снимались. Бывало, роль, которую я хотел, доставалась Юозасу, и наоборот. Но даже в этой ситуации мы не перегрызлись, не перессорились, не стали завидовать, понимая, что распределение ролей – дело режиссера. В России, кстати, нас часто путают, не знаю почему, мы ведь совершенно не похожи.

– А в Вильнюсе вам, наверное, шагу не дают ступить, вы там – знаменитость!

– Если кто и не дает шагу ступить, то это приезжие из России. Свои давно привыкли, мы там все друг друга знаем. А вот когда приезжаю в Петербург или Москву, мне действительно достается от любителей автографов и фотографий на память. Хотя, конечно, до славы Баниониса мне всегда было далеко. Как-то шли мы с ним по Арбату, и прохожие то и дело шептались: «Ой, Банионис, Банионис! А с ним-то кто? Ну, этот, как его… Адомайтис, кажется!»

– Как вы сейчас относитесь к званию «Народный артист СССР»?

– Мне нравится такой анекдот. Разговаривают два театрала: «К нам приехал театр, там два народных артиста, пять заслуженных и один хороший!» Мне ведь народного артиста СССР дали уже в 1985-м. Три года оставалось до «Саюдиса» (общественно-политическая организация Литвы, возглавившая в 1988—1990 гг. процесс выхода Литовской ССР из состава СССР. – А.Г.), где я был в инициативной группе… Но я не отказываюсь от своего звания «Народный артист СССР», даже горжусь им, хотя никогда не педалирую, не подчеркиваю. Я не большой любитель ностальгических воспоминаний про советские времена, хотя там осталась моя молодость. Впрочем, и про нынешнее время могу сказать не слишком много добрых слов. Литва разграблена, разворована, растерзана, молодежь потеряла всякую веру, надежду и цель, народ бежит из страны. Если так будет продолжаться дальше, мы подтвердим понятие «быстро исчезающего народа», и нас просто не станет. Побывав в Китае, я увидел там гигантский народ, который верит в лучшее, движется целенаправленно. У нас же не просто обнищание, резкий рост цен, низкие зарплаты и пенсии, но еще и безверие, духовный кризис.

– Вы написали книгу мемуаров, но вышла она только на литовском языке…

– Это не мемуары. Меня долго уговаривали что-то написать, а я все думал: неужели это действительно кому-то нужно? В итоге решил опубликовать некоторые странички из своих дневников в надежде на то, что молодым актерам пригодится. А на большую книгу мемуаров, о которой меня просят разные солидные издательства, я не хочу заводиться. Нет ни малейшего желания копаться в прошлом, не люблю жить воспоминаниями. Знаю, что многие мои коллеги, достигнув почтенного возраста, с большой охотой берутся за перо, вспоминая то, что было, а часто и то, чего не было. Пытаются памятник себе воздвигнуть еще при жизни. Мы ведь так любим все приукрасить, преувеличить! Но я не собираю ни фото, ни дисков со своими фильмами и телепрограммами. Прошлое есть прошлое, оно прошло, пережито, сгорело…

– Не так давно вы сыграли на театральной сцене роль этакого престарелого Казановы. Но ведь в реальной жизни вы – верный семьянин, не так ли?

– Да, моя личная жизнь не была бурной. И хоть считается, что все актеры ловеласы и бабники, в семье не без урода – у меня одна и та же жена всю жизнь. Трое сыновей, четверо внуков. Но все же главное в моей жизни – работа. Я как-то задумался: ведь за долгую жизнь я ни разу не был в полноценном отпуске. Чтобы так взять и уехать, лечь на пляже, загорать до черноты. Если и ездил на юг, то только на летние съемки, куда приезжала, кстати, и моя жена. Отдыхать я не умею – быстро начинаю скучать и задыхаться, как рыба на суше, от безделья.

– Вы прекрасно выглядите для своих лет. Как поддерживаете физическую форму?

– Диета, зарядка. Стараюсь каждое утро делать физзарядку, хотя не всегда удается. Иногда только встаю, а уже надо бежать на репетицию, на съемку, на самолет… Знаете, актеру надо оставаться ребенком всю жизнь, приступать к новой роли с таким вот внутренним мироощущением. Я остаюсь, и, видимо, это как-то позитивно отражается на моем внешнем облике.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram