Кинофестивальное солнце, перемещаясь по планете, достигло нашего курорта Сочи. Сегодня оно светит участникам и гостям главного российского кинофестиваля отечественного кино «Кинотавр». Фестиваль в самом разгаре, но уже можно поделиться некоторыми наблюдениями и сделать кое-какие выводы.
Главным героем фестиваля в этом году стал актер и режиссер Андрей Смирнов, который на церемонии открытия получил и высшую награду киносмотра «За честь и достоинство». В отличие от других фестивалей, тоже практикующих эту номинацию, «Кинотавр» шикарно поддержал ее фильмами открытия и закрытия, где снимался фестивальный избранник.
На открытии был показан фильм дочери Андрея Смирнова Авдотьи под не самым удачным названием «Два дня». Там он играет нехорошего министра и воплощает бюрократическое зло, но не в стиле мелкого беса, а по-крупному, с демоническим огнем в потухших глазах. Его заместитель в исполнении Федора Бондарчука в начале сюжета предстает как довольно мерзкая гадина. Он материализуется в заповеднике со старинной писательской усадьбой. Ее, уже обреченную к застройке коттеджами, решено использовать для пиршества по поводу предстоящей свадьбы. Но после встречи с сотрудницей музея, которую играет все больше похожая на Весну Боттичелли Ксения Раппопорт, герой Федора перестает быть мерзким. В нем появляются человеческие черты, лирические и комические одновременно. Постепенно превращаясь в человека, – а эта актерская задача впервые встала перед Бондарчуком, и он с некоторым изумлением перед самим собой с ней справляется, – он перестает быть и гадиной.
Он за правду и справедливость! И, поскольку жанр фильма сказочный, справедливость торжествует. Силы зла повержены. Свадьба с московской хищницей, представленная в агрессивно-красных тонах, отменяется. Герои Ксении и Федора отправляются в прекрасное завтра.
А на закрытии состоится премьера фильма Андрея Звягинцева «Елена», где уже главную мужскую роль исполняет герой Кинотавра-22 Андрей Смирнов. Я этот фильм видел в Каннах, где он получил специальный приз жюри в программе «Особый взгляд» из рук самого Эмира Кустурицы. Продюсером фильма является президент фестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский, поэтому фильм не зачислен в конкурс. Но если бы он был в конкурсе, то для меня на сегодняшний день он был бы безусловным лидером. И дело не в международных звездочках на фестивальных погонах режиссера, а в безукоризненном мастерстве, с которым сделан фильм.
На фоне современной кинопродукции, где без всякого ущерба для смысла во многих фильмах сцены можно поменять местами, «Елена» является если не шедевром, то в своем роде фильмом безукоризненным.
Между фильмами открытия и закрытия на фестивалях самой главной является конкурсная программа. После просмотра части конкурсных фильмов уже есть ощущение, что жюри под председательством Александра Миндадзе поставлено в сложное положение многожанровостью предлагаемой кинопродукции. В самом деле, по каким критериям судить документальный фильм Виталия Манского «Родина или смерть» про доведенный до отчаяния нищетой кубинский народ и разудалую криминальную комедию дебютанта Константина Буслова «Бабло»?
Как сравнивать «крик души» и «урчание живота»? Круглое хочется сравнивать с квадратным, а не с кислым. Соленое допустимо сравнивать со сладким, но не с оранжевым. Остается, по всей видимости, один критерий – профессионализм данного конкретного фильма без сравнения с другими участниками. И здесь для меня лидером стал фильм «Бабло» К. Буслова – очередная победа нашего отечественного мейджера кинокомпании «СТВ» Сергея Сельянова.
Если судить фильм по законам жанра, в котором он снят, то в нем все детали, все шестеренки работают без сбоев, как отлично налаженный механизм. Цель достигнута – нас хотели развлечь и мы развлеклись. Остроумный сюжет, прекрасно подобранные типажи, отличный ритм, где ускорения и умышленные замедления (саспенс) действия не дают ни на секунду отвлечься, – все говорит о том, что дебют состоялся и обретет своего зрителя.
Однако от конкурса ждешь новых, пусть и спорных, мыслей, парадоксальных идей, поисков в области киноязыка. Тут для меня открытий не было. Пока наиболее яркое событие – это показ фильма члена жюри Павла Костомарова (совместно с Александром Расторгуевым) «Я тебя люблю», снятый про современных подростков, которые, мучаясь от косноязычия, не могут накатившие на них эмоции сформулировать при помощи слов.
В результате их скудный лексикон, доставшийся в наследство от татаро-монгольского ига, обретает невероятную многомерность, когда одно короткое слово может быть использовано в 99 разных смыслах. Заведомо неряшливый монтаж только усугубляет эффект первобытного хаоса, царящего в головах этих существ, которым не ведомо Слово.
Хочется отметить, что в конкурсе «Кинотавра», как ни относись к отдельным фильмам, собрано все самое интересное, что появилось в отечественном кино за последнее время. На некоторых картинах при этом стоит «штамп и подпись» международных кинофестивалей. Это «Громозека» Владимира Котта, приглашенная Роттердамом, и «Охотник» Бакура Бакурадзе, о котором я говорил в своем репортаже о кинофестивале в Каннах в программе «Тихий дом». Оба режиссера терпеливо ждут и на лету ловят вялые признаки душевной жизни своих героев, а, обнаружив их, радуются, как дети. И жители фестивальных столиц, откушав устриц, готовы разделять с ними эту радость. Но вот наша публика, включая профессиональную, едва ли сможет пополнить ряды европейских киногурманов. Во всяком случае, в ближайшее время. Ведь для этого, вероятно, нужно в течение как минимум шести поколений есть те самые пресловутые устрицы.