Известному режиссеру, актеру и телеведущему Федору БОНДАРЧУКУ 9 мая исполнилось 44 года. После выхода двух частей фильма «Обитаемый остров» Федор Сергеевич, по собственному признанию, испытал состояние опустошения. Однако рожденный в День Великой Победы, он спасся от депрессии новой работой – фильмом «Сталинград». Интересно, что в одноименной эпопее Юрия Озерова Федор снимался как актер – играл снайпера Ивана. Теперь тему героической битвы за Сталинград Бондарчук будет осваивать в качестве режиссера.
- Федор Сергеевич, вы уже побывали на берегах Волги, на месте будущих съемок? Выбрали натуру?
– В Волгограде все застроено, снимать будем в другом месте.
– Интересно, где же?
– Нашли уникальную натуру в поселке Саперный, в Колпинском районе, под Питером. Там рядом с воинской частью сохранились два здания со времен военных бомбежек. Для нас это еще и возможность сократить затраты, ведь съемки будут очень масштабные, мы построим целый город.
– Кстати, после «Обитаемого острова» не боитесь снова браться за столь масштабные проекты?
– Да, я чуть не сдох после «Острова»! Мне было реально очень плохо. И со здоровьем, и с душевным состоянием. Обратная сторона медали профессии актера и режиссера: после премьеры остаешься один, и никто тебе, к сожалению, не поможет. По крайней мере, у меня так происходит. Мне хотели помочь, но состояние такое – что все раздражает… Вообще это опасная профессия – режиссер.
– В чем опасность? В огромной ответственности за процесс и результат?
– Безусловно. Но главное – это серьезный наркотик, потому что ты получаешь почти бесконтрольную власть над людьми. У тебя в подчинении сто человек, все тебя слушают, ты командир, каким бы, извините, идиотом или, наоборот, великим режиссером ты ни был. Тебя слушают по определению, таковы рамки профессии. И это, конечно, наркотическое состояние. Многие режиссеры просто ждут начала съемочного или подготовительного периода, когда есть возможность поруководить. Не важно, что ты снимаешь, главное – эйфория от самого процесса.
– Вернемся к фильму «Сталинград». Петербуржец Илья Тилькин писал этот сценарий три года. Наверное, история с размахом знаменитого «Освобождения» Юрия Озерова?
– Как раз нет. Это история пяти человек, которые попали в дом, стоявший на одной из восьми переправ через Волгу. В этом доме они находят девочку 18 лет, которая похоронила здесь всю свою семью и никуда не собирается уходить. А рядом второй дом, где находятся фашисты. Линия фронта проходила там в пяти метрах, немцы и русские прекрасно знали друг друга в лицо, у них даже было «водное перемирие», как у животных, они не стреляли во время того, когда кто-то из них набирал воду… Вот эта странная «житейская» история на фоне грандиозных военных событий и есть тема нашего фильма.
– У вас есть какие-нибудь традиции, ритуалы перед началом работы над новым фильмом, некие запреты в ходе самого съемочного процесса? Или вы ни в какие приметы и запреты не верите?
– Почему же? Начиная фильм, разбиваем тарелку и собираем от нее кусочки. Ну это, наверное, все съемочные группы делают. Что еще? Не лузгаем семечки, не играем в какие-то игры на площадке. После съемок, пожалуйста, – футбол, волейбол, баскетбол, шашки-шахматы, да что угодно! Но во время съемочного процесса ни игр, ни семечек.
– Есть какие-то актеры, кого вы снимаете без всяких проб и кастингов?
– Конечно. Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Леша Чадов, Артур Смольянинов. Вы посмотрите, что делает Артур в театре «Современник» – он растет невероятно быстро! Но он сложный парень, он должен войти в конфликтную ситуацию просто перед самой хлопушкой… Из актрис – замечательные Ира Рахманова, Ксения Раппопорт, Катя Вилкова.
– Вы ведь еще и очень востребованный актер. Недавно сыграли главную роль в картине «Про любоff», на днях в прокат вышел фильм «Свадьба по обмену». А в каких фильмах мы вас увидим в ближайшем будущем?
– Я много где наснимался! Много работал с питерскими сценаристами, режиссерами, актерами. В фильме Дуни Смирновой «Два дня» сыграл главную роль – высокопоставленного чиновника. Мы покажем его на «Кинотавре», но не в конкурсной программе. Снялся в «Белой гвардии» по Булгакову, в фильме Сергея Снежкина. Должен выйти и фильм «Шпион» по мотивам акунинского «Шпионского романа», который, по моим прогнозам, наряду с картиной «Высоцкий» станет самым большим событием, соберет в российском прокате 2011 года большие суммы.
– Вы ведь еще иногда и видеоклипы звездам эстрады снимаете. Или теперь с этим решительно покончено?
– Почему же? Если есть хорошая идея, нормальное финансирование, почему не снять? Это же совсем другая история: кино и клипы. Клипы – это три дня съемок, а кино – три года…
– Федор Сергеевич, ваш 19-летний сын Сергей Бондарчук намерен продолжать знаменитую кинодинастию?
– Я был бы счастлив, но события не тороплю.