Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 16(257) от 28.04.2011

За гранью джаза

, 18:47

Шестого мая в концертном зале Академии Гнесиных состоится концерт одного из самых знаменитых отечественных джазовых музыкантов Аркадия Шилклопера и оркестра «Академик-бэнд» под управлением народного артиста России Анатолия Кролла.

Этот  концерт открывает новый цикл музыкальных вечеров Анатолия Кролла – «Уникумы». Аркадий Шилклопер – музыкант действительно уникальный. Он одним из первых не только у нас, но и в мире, начал играть джаз на валторне. Но на этом музыкант не остановился и первым за всю историю джаза ввел в пантеон джазовых инструментов трехметровый альпийский рог. И этим далеко не ограничивается список необычных инструментов, которые он начал использовать в джазе. Например, Шилклопер сконструировал и придумал название для духового инструмента – альтпереду, который является пластиковым вариантом трубы австралийских аборигенов – диджериду, одного из самых древних музыкальных инструментов. Оценить своеобразное звучание этого инструмента зрители смогут во время исполнения версии музыки к фильму Хичкока «Blackmail», написанной Аркадием Шилклопером.

Шилклопер и Кролл удивят публику не только необычными музыкальными инструментами. Сама программа этого вечера значительно шире джазового концерта в традиционном его понимании. Музыка, исполняемая солистом и оркестром, помимо джазовой включает в себя классическую и фольклорную. Причем порой в самых неожиданных сочетаниях. Так во время задорной и заводной пьесы, посвященной свадьбе на Балканах, похожей на музыку в фильмах Кустурицы, прозвучит соло на трубе, написанное в барочном стиле.

«Слушателям должно показаться, как будто на балканскую свадьбу зашел придворный немецкий музыкант, – рассказывает Аркадий Шилклопер. – Я люблю неожиданные соединения. Например, какую музыку написал бы Моцарт, окажись он в Африке, или Гайдн – в Монголии. А еще здесь будут использованы элементы швейцарского фольклора, и аборигены также у нас в гостях побывают».

Прославленного джазмена Анатолия Кролла такие эксперименты по скрещиванию джаза, классики и фолка тоже привлекают:

– Сегодня ушло время, когда классика и джаз противопоставлялись. Эти два музыкальных жанра сейчас все больше и больше объединяются, происходит взаимное их обогащение. Конечно, имеются характерные и свойственные только джазу черты, но у джазовой музыки нет государственной границы, которую нельзя пересекать. Джаз открыт для любых экспериментов.

Несмотря на сложнейшую программу концерта, между виртуозным музыкантом и оркестром «Академик-бэнд» Анатолия Кролла с первых же минут репетиции установилось полное взаимопонимание.

– Хотя в «Академик-бэнд» играют студенты Гнесинской академии, Анатолию Кроллу удалось создать замечательный, профессиональный оркестр очень высокого уровня, – признался Аркадий Шилклопер.

Анатолий Кролл также очень тепло отзывается о музыканте:

– Я рад, что наконец воплотилось в жизнь все то, что мы с Аркадием столько времени вынашивали. Уже много лет, испытывая симпатию друг к другу, мы никак не находили возможность состыковаться. Меня привлекают его нестереотипность, особый взгляд на музыку. Может быть, не все музыканты его понимают сразу, но никогда не нужно делать скороспелых выводов. В любую музыку, тем более такую необычную, надо погрузиться, надо почувствовать, почему она появилась, и какие идеи в ней заложены. Постепенно мы пришли к ощущению сотворчества, ребята почувствовали, что вместе с солистом создают эту музыку. Я думаю, что шестого мая в московской концертной жизни произойдет очень большое событие».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram