Аргументы Недели → Культура № 27(217) от 15.07.2010

Наваристые Вары

, 20:28 , Кинокритик, тележурналист

Международный кинофестиваль в Карловых Варах всегда заботился о том, чтобы пригласить одну или нескольких суперзвезд. Как правило, все они получали «Хрустальный глобус» за выдающийся художественный вклад в мировое кино. Среди обладателей приза отличился, помню, Дени Де Вито, который в статуэтке увидел что-то эротическое, и обещал ее показывать незнакомым красоткам. В любом случае обладатели «Хрустального глобуса» за вклад – это «сливки сливок» международного кинематографического сообщества.

«Нет пророка в своем отечестве», – с удивлением узнал Никита Михалков, когда его многолетняя работа «Утомленные солнцем –2. Предстояние» не вызвала энтузиазма у зрителей, а у большинства коллег-критиков прямое отторжение. Тем важнее для него эмоциональная поддержка Запада. И вот теперь чешский фестиваль присуждает ему «Хрустальный глобус».

Если получать Оскара за «УС-1» в 1995 г. Никита Михалков вышел с дочерью на плече, то получать «Хрустальный глобус» он вышел уже без Нади. «У нее есть муж, пусть носит на руках», – поставил точки над «i» Никита Сергеевич. Зал и на этот раз аплодировал Михалкову стоя.

В конкурсной программе Россию представляла картина режиссера Дмитрия Мамулии «Другое небо», где он художественно точно создает воображаемый мир, в который начинаешь верить. Герой путешествует вместе с малолеткой-сыном из среднеазиатских песков, где мор валит последнего барана, в каменные джунгли мегаполиса. Туда еще раньше на заработки уехала жена, и здесь открываются глаза на еще один мир, живущий, соответственно, под другим небом. Каждый кадр фильма ведет героя дорогой человека, предоставленного самому себе в этом самом холодном из миров. Герой молчалив, а оттого больше внимания уделяешь его глазам (удачный выбор на роль непрофессионального актера Хабиба Буфареса). А в них как раз и теплится надежда найти жену и вместе оплакать утраты.

А может, все-таки небо на всех одно? – укоризненно отвечает своим фильмом режиссер Дмитрий Мамули. И его тихую грусть в духе русской литературной традиции, когда речь идет о «маленьких людях», услышало большое жюри. Фильму дан приз «Особое упоминание», сопровождаемый небольшой статуэткой, так возбудившей в свое время Де Вито.

Главный же приз фестиваля на этот раз отправился в фартовую Испанию, откуда родом режиссер Аугусти Виле, снявший фильм «Противомоскитная сетка». Фильм, про сценарий которого дочь легендарного Чарли Чаплина сказала, что это «один из трех лучших, которые я когда-либо читала», бил наповал. Уже сама Джеральдин Чаплин, сыгравшая в фильме немую роль бабушки,
с которой случился Альцгеймер, является киноиконой. Но и история ее молчаливого пятнадцатилетнего внука, заменяющего агрессивную реальность на свой сказочный мир, населенный уличными собаками и кошками, рассказана без тени сю-сю, с довольно хлесткой иронией по отношению и к сказочности, и к реальности.

Хотя фестивальные осьминоги в ежедневной фестивальной газете делали и другие ставки! Если бы сбылись их предсказания, Гран-при мог уплыть аж в Китай, к режиссеру Чи Чангу за фильм «Диаго». Оказывается, в Китае была португальская колония Макао, которая перешла под китайскую юрисдикцию 10 лет назад. В центре фильма молодой метущийся герой, который понимает, что он не такой как все. И хотя приемный родитель у него китаец, герою удается узнать, что его истинным отцом был португальский музыкант. И он мучается, решая проблему своей национальной и расовой идентичности, вплоть до того, что у него кровь временами идет из носа. И когда он отправится в Португалию искать биологического отца, начинаешь физически чувствовать, как тяжело ему в одном теле иметь две программы. Действительно, как быть португало-китайцу? Фильм больше задает вопросы, чем отвечает на них.

Независимо от призов, фестиваль интересен всегда. И не только художественными открытиями, но и уникальными экзотическими путешествиями в иные миры. Где обитают совсем другие непохожие люди. Но – под нашим одним общим небом.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram