В разгаре самый главный кинофестиваль отечественного кино «Кинотавр», который в конкурсе представил целую коллекцию разножанрового кино, как произведенного режиссерами с именем, так и дебютантами. А открывался фестиваль в Сочи на этот раз киноальманахом «Москва, я люблю тебя!», собравшим в один букет 18 киноминиатюр, иногда целых историй, иногда незатейливых этюдов, но не более 5 минут хронометражом, сделанных опять-таки как маститыми режиссерами, так и новичками.
Подобное уже было с Парижем («Париж, я люблю тебя») и Нью-Йорком («Нью-Йорк, я люблю тебя»), где известные мировые режиссеры-бренды объяснялись в любви к мегаполисам в лирических или комических миниатюрах. Фильм-альманах «Москва, я люблю тебя!» (креативный продюсер Егор Кончаловский, генпродюсер Юрий Глоцер) стал «нашим» вкладом в развитие жанра.
Признание в любви к Москве оказалось вполне сказочным, правда, если в некоторых новеллах возобладала эстетика «рождественской сказки», то в других – «кошмара перед рождеством». Пространство, в котором разворачивается действие фильма, сформировано сталинскими высотками. На их фоне или прямо в них происходят события большинства новелл. Так, в миниатюре «Высотка» (реж. Нана Джорджадзе, сценарий И. Квирикадзе) за окнами одной из квартир мечется персонаж Федора Бондарчука с наганом, не зная, как покончить с собой. Мы видим это благодаря телескопу, который приобрел любитель подглядеть за чужой жизнью. А в новелле «Mosca ti Amo» (реж. А. Касаткин) незадачливый итальянский любовник прячется на карнизе общежития МГУ, когда его девушка узнает о милицейском рейде. И когда камера показывает общий план, то действие фильма даже на секунду останавливается. Вот она, Москва! – словно обрушивается с экрана. Выглянув в окно и увидев горе-любовника, даже мент, пришедший проверять регистрацию, вступает с ним в «преступный сговор» и говорит напарнику, что за окном никого нет. Понятное дело, какое впечатление это производит на студентку!
Вообще менты в этом альманахе благодушные и спокойные. Если иногородний потеряется или у него отнимут телефон, то обязательно дадут позвонить. Другое дело бандиты. В них еще есть тестостерон. Такие не станут помогать «коренным москвичам» китайского происхождения, специализирующимся на торговле итальянской одеждой, или эфиопам, торгующим цветами. В новелле «Москвичи» (реж. Е. Кончаловский, сценарий – И. Охлобыстин) они еще меряются своей пассианарностью. «Это мой город!» – говорит в споре с выходцами с гор лидер местных. «Вы с ним не справились!» – отвечает горец и достает золотой пистолет. «На себе не экономим!» – горделиво бросает он.
С иронией снят и сюжет Веры Сторожевой «Скрипач», где пародируется эстетика раннего Родригеса с его уличными певцами, становящимися киллерами. У Сторожевой, наоборот, своеобразным «скрипачом» оказывается профессиональный киллер (Евгений Миронов), отвлекшийся на лирику в момент, когда заказанный объект появился на площадке. Видать, долго носил свою оптику в футляре из-под скрипки.
Но главный привет из «Города грехов» Родригес передает, конечно, в финальной новелле «Объект №1» (автор и реж. Мурад Ибрагимбеков), где героями становятся двое мифических ремонтных рабочих, которые надзирают за красотой украшений на башнях и шпилях московского града-китежа. Они стилизованы под космонавтов, причем в царстве советской античности они чувствуют свою невесомость. Срывается один в тот момент, когда с объекта надо убрать красное пятно советского флага. Другому же удается осуществить мечту – попасть на «Объект № 1» – и он, вылитый Юрий Гагарин, идет по крылу огромной кремлевской звезды и растворяется в ее рубиновом сиянии, отворяя дверцу туда, где навсегда воцарилось счастье.
В Сочи Москве признались в любви, я бы сказал, с индоевропейским размахом. Территория конкурса оказалось более строгой. О нем я расскажу в следующем номере, когда отборочная политика войдет в резонанс с политикой призовой.