Аргументы Недели → Культура № 18(208) от 12.05.2010

Музыка, в которой что-то чудотворное

, 18:28

10 мая в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся концерт Молодежного симфонического оркестра СНГ,
посвященный 65-летию окончания Великой Отечес-твенной войны. Это уже второе выступление оркестра, приуроченное к годовщине Победы. Первое прошло в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 7 мая. После концерта в Париже «Аргументы неделi» задали несколько вопросов маэстро Владимиру СПИВАКОВУ, стоявшему в тот вечер за дирижерским пультом.

- Владимир Теодорович, у вас сложилось впечатление, что оркестр сыгрался? Конечно, с политической точки зрения идея объединить талантливых ребят 14–29 лет из стран СНГ очень удачная. Но искусству же не прикажешь...

– Уверен, что Молодежный симфонический оркестр Содружества состоялся. Он растет не по дням, а по часам. Мы много для этого трудились. И работа действительно сложная. В оркестре играют ребята из 11 стран СНГ и одна девочка из Грузии. У них разный уровень музыкальной подготовки (хотя все молодые люди прошли жесткий отбор). Многие не очень хорошо владеют русским языком. Мне самому непросто запомнить и даже выговорить некоторые имена, фамилии. Но я выучил всех по глазам. И оркестр стал дышать, как единый организм.

– Как удалось сплотить ребят?

– Есть вещи, которые объяснить не могу. Как сказала Анна Ахматова о музыке, «в ней что-что чудотворное горит». Вспоминается, как меня пригласили на концерт симфонического оркестра в Китае. Они исполняли произведения Чайковского – исполняли совершенно по-китайски! И это естественно, потому что в основе мелодии спрятан язык исполнителя. Меня вызвали на сцену. Я вышел, похвалил оркестр и собирался уйти. Но дирижер попросил меня встать за пульт. Я отнекивался как мог. Тем не менее пришлось уступить. Исполняли Первую часть Четвертой симфонии Чайковского. Через 15 минут оркестр невозможно было узнать! Он поддавался моим движениям, он чувствовал меня… И оркестр стал русским, несмотря на китайские лица оркестрантов.

Но дело не только в дирижере, который, конечно, сродни гипнотизеру. Настоящего искусства не может быть, пока артист не выйдет за рамки эгоизма, не превратит зеркало, в которое смотрится, в прозрачное стекло, через которое видно мир.

Что лично вам дает работа с Молодежным симфоническим оркестром СНГ?

– С молодыми вообще приятно работать и общаться. Они не такие, как мы, люди старшего поколения. У нас понимания больше, а надежды меньше. Как сказал замечательный философ Фрэнсис Бэкон, надежда хороша на завтрак, но не на ужин. А у молодежи надежды много в глазах. И для меня это хорошая подзарядка.

– Какие еще «источники энергии» вы предпочитаете?

– Живопись. И конечно, мои дети несут огромный позитивный заряд. Обе дочери приехали в Париж и были на концерте с подружками.

– Ваши дети занимаются музыкой?

– Да. Старшая, как говорят, хорошо играет на рояле и поет. Мне она пока не показывает, как у нее получается. Говорит, покажет, когда сама будет удовлетворена своим трудом. А младшая (ей 14. – Прим. авт.), как это ни странно, играет на гитаре и даже пишет песни. Но их тоже пока держат от меня в секрете.

– Молодежный симфонический оркестр СНГ каждый год выступает с новым дирижером. В прошлом году это был Марк Горенштейн, в 2011 году, по слухам, вас сменит Валерий Гергиев. Как вы относитесь к такой ротации?

– Не я принимал это решение, поэтому не вправе его критиковать. Однако в Национальном филармоническом оркестре России ввел такую же практику. Да, я главный дирижер. Но нужно, чтобы другие очень хорошие дирижеры работали с оркестром. Я совсем не ревнивый человек! И оркестру смена дирижеров только на пользу. Каждый из них расширяет репертуар за счет произведений, которые любит, которые у него сильнее. Со временем широта репертуара перетекает в качество исполнения.

– Думаю, пост дирижера Молодежного симфонического оркестра СНГ стимулирует вас немало размышлять о судьбах бывших советских стран. Как вам кажется, у наших государств сегодня больше общего или различного?

– Я сужу по конкретным ситуациям. Скажем, вчера ко мне подошли двое юношей из оркестра и предложили сфотографироваться вместе. Один из них армянин, другой – азербайджанец. Они все шутили, что снимок исторический… Я убежден, что людей разделяют не границы, не океаны, а невежество. Просвещенность и созидательный труд, напротив, – лучший «цемент» для постсоветского пространства.

Перспективный аргумент

Молодежный симфонический оркестр СНГ – один из значимых проектов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Фонд полностью финансирует деятельность оркестра, поэтому вход на его выступления свободный. В сентябре 2010 г. серия концертов молодых виртуозов под руководством маэстро В. Спивакова пройдет в городах России и стран СНГ. Корреспондент «АН» предложила сделать эти мероприятия более открытыми для общественности – распространять приглашения не только через организаторов и творческие объединения, но и через Интернет. Представители МФГС отнеслись к идее благосклонно – и, скорее всего, уже на осенние концерты бесплатные приглашения можно будет получить в Сети. Если заявок окажется слишком много, между желающими проведут электронную лотерею.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram