Аргументы Недели → Культура № 17(207) от 06.05.2010

Григорович опять открывает таланты

, 20:44

В Большом театре состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта» – Юрий Григорович создал новую редакцию своего шедевра 1978 года.

Сейчас себе трудно даже представить, что классическая музыка Сергея Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта», когда была написана, считалась совершенно непригодной для балетных спектаклей. «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете», – эту пародийную строчку приписывают самой Галине Улановой – лучшей Джульетте всех времен и народов.

Именно улановский образ Джульетты, ее знаменитый бег ошеломили англичан во время первого зарубежного вояжа Большого театра в 1956 году в Лондон. Восстановление легендарного драмбалета Лавровского – Радлова, который так повлиял на всю историю мировой хореографии – дело, будем надеяться, не столь отдаленного будущего. Ведь откроется же когда-нибудь историческая сцена Большого театра. На новую сцену масштабная постановка просто бы не вместилась. Тут и вспомнили о другом хореографическом шедевре – балете Юрия Григоровича.

Балет Григоровича буквально бурлит танцем. Такой плотный танцевальный поток, такую насыщенность танцем вряд ли встретишь в каком-либо другом хореографическом произведении. Танцевальная симфония – другое название трудно подобрать.

Отделив все малосущественное, мешающее сконцентрироваться на сути, великий хореограф еще более подчеркивает извечные философские вопросы. Всепоглощающая сила любви и всепожирающий ужас смерти – такими категориями оперирует Григорович в этом зазвучавшем совершенно по-новому балете.

Окрашенный в кровавые, черные с золотистым прочерком тона, балет несется к своей развязке стремительным темпом. Контрастом этой чуть ли не космической скорости является кинематографический прием крупных планов. Когда весь мир замирает, перестает существовать, и из массовой картины выхватываются только два героя – юные веронские возлюбленные. Но и для других персонажей здесь созданы развернутые характеристики. Выкладываться по полной тут приходится каждому.

Новая редакция задумывалась как «молодежная», в которой главные роли исполнят самые молодые солисты театра. Видимо, потому партии так хорошо легли на индивидуальности Артема Овчаренко (Ромео), Анны Никулиной (Джульетта), Владислава Лантратова (Парис), Дмитрия Загребина (Меркуцио). Но самый впечатляющие, по-настоящему шекспировские страсти выдали Ромео и Джульетта другого состава: Руслан Скворцов и Екатерина Крысанова. Зрители на премьерных спектаклях ликовали.

Известно, что знаменитый балкон у дома Джульетты власти Вероны для убедительности и привлечения туристов пристроили всего каких-нибудь сто с лишним лет назад. Но на спектакле Григоровича легко верилось в правдивость этой «самой печальной на свете» истории.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram