Аргументы Недели → Культура № 51(189) от 24.12.2009

Артемьев хочет взять паузу

, 21:16

Знаменитые режиссеры А. Тарковский, Н. Михалков, А. Кончаловский с первых своих картин считали Эдуарда Артемьева полноценным соавтором и доверялись только его таланту. Прославленный композитор, которому 30 ноября исполнилось 72 года, не привык почивать на лаврах. Пишет симфоническую музыку, мюзиклы и, конечно же, не забывает любимое кино.

- Эдуард Николаевич, в начале 90‑х вы пытались покорить Голливуд. Написали музыку сразу для нескольких картин, но потом вернулись в Москву...

- Я жил в Лос-Анджелесе в семи минутах от океана. Работал много и много чего сочинил. Но вернулся - жена этого хотела. Мы с Изольдой познакомились еще во времена учебы в консерватории, с тех пор неразлучны. Одному и океан - не океан. А здесь сын, родственники, друзья. Никита Михалков с «Утомленными солнцем» меня тоже ждали.

- Кинобоссы были не против?

- Я обещал, что уеду всего на два месяца. Но мой американский продюсер-агент и против этого возражал: «Это много! Надо постоянно быть рядом. Кто не успел, того забыли...» Но оказалось, не забыли. Более того, обо мне вспомнили молодые, тридцатилетние ребята, которые, оказывается, знают всю мою музыку, собрали все мои пластинки. Это меня совершенно убило, и я согласился. Месяц назад закончил в Голливуде картину под рабочим названием «Красная корова». Это такая фэнтези-история с политическими мотивами. И бездна музыки. Целых полтора часа моей симфонической музыки.

- Как вы вообще попали в Голливуд?

- Спасибо Андрею Кончаловскому. Он меня пригласил и представил. Первое время, как мальчишку, проверяли, и я не оплошал. А так бы точно не подпустили. Вообще считается, что есть только один магистральный путь в Голливуд - появиться там в юном возрасте и крутиться, пока продюсеры не заметят или музыкальный агент не начнет продвигать.

Деньги там платят хорошие, но работать непросто. Надо владеть всем композиторским арсеналом, уметь работать с оркестром и в жесткие сроки. Если бы в свое время в Голливуд уехал Исаак Дунаевский, вот кто бы стал композитором вселенского масштаба! Весь свой огромный потенциал он не мог реализовать в советском кино при всех его плюсах.

- С кем-нибудь из знаменитых композиторов, работавших на фабрику грез, были знакомы?

- Недавно скончался отец Жана-Мишеля Жарра великий Морис Жарр. Автор прекрасной музыки к фильму «Доктор Живаго», лауреат пяти «Оскаров», в том числе и за музыку. Когда спустя много лет мне предложили написать музыку к российскому телефильму, я сразу подумал о Морисе... и отказался. Потом меня все-таки уговорили. Мы с ним встретились в 1991 году в Лос-Анджелесе. Он пришел на премьеру фильма Кончаловского. Когда начали общаться, он сказал: «Наверное, мой русский лучше, чем твой английский». Оказалось, Морис родом из Колпина, что под Петербургом. Бабушка и научила внука русскому языку.

- Чем отличается работа в Голливуде от работы на «Мосфильме»?

- В Голливуде главное лицо продюсер, не режиссер, как у нас. Может в одну секунду все отменить и выгнать и режиссера, и композитора... И плевать на все. У кого деньги - тот и главный. Но это опытнейшие люди, и просто так, из самодурства, никогда ничего не выкинут. Все для тебя сделают, если это работает на фильм. Они поняли, что я умею, и я им подошел. А не подошел бы, ни Кончаловский, ни Спилберг  не помогли бы.

- С Андреем Кончаловским вы по-прежнему - лучшие друзья?

- Друзья-то друзья, но работать с ним труднее всего. Он же сам музыкант, «влезает» в партитуру, советы дает, а какому композитору это понравится. Но результат обычно бывает положительный. Андрей Сергеевич, как ни странно, довольно закрытый человек. В общественную деятельность не втянуть. Правда, много пишет и публикуется. Считает, что народ надо образовывать...

- Когда писали музыку для «Утомленных солнцем - 2», наверное, много песен на военную тему сочинили?

- В «Утомленных - 2» совсем не до песен. Там же история о штрафбате. И совсем не такая, как в телесериале «Штрафбат». В настоящем штрафбате никакого оружия не давали. «Отними у врага!» - говорили перед боем командиры. Это страшно и жутко. Настоящий ад, даже с точки зрения войны.

После «Утомленных - 2» я хотел бы взять паузу на полгода. Очень хочется завершить заброшенный концерт для фортепиано. И с Михалковым мы затеяли еще одну историю, я практически написал мюзикл «Раба любви». По мотивам картины, но сильно переделанный, с новыми музыкальными номерами. Получился большой двухактный мюзикл. Будет поставлен спектакль. С Никитой мне легко работалось, он умеет зарядить энергией всех, кто с ним делает одно дело. Хотя «Утомленные солнцем - 2» мне не просто даются.

- Эдуард Николаевич, ведь ваш сын Артемий - тоже музыкант, композитор?

- Сейчас он много занимается компьютерной музыкой. Он ее еще и снимает - получается такой симбиоз музыки и видео. В Русском музее были его инсталляции.

- А что... многие считают, что традиционная музыка себя исчерпала...

- Ничего подобного, концертные залы полны. Музыка бесконечна. Ни одно течение, которое человек создал, не умирает. Они живут параллельно. Будущее музыки я вижу и в том же симбиозе, в мистерии. Она вернется к нам из Древней Греции и Средневековья. Современные технологии позволят сделать такое чудо! У меня есть на этот счет идеи. Успеть бы их реализовать?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram