С директором «Мосфильма», кинорежиссером ШАХНАЗАРОВЫМ мы говорили по пути в аэропорт. Карен Георгиевич улетал в Нью-Йорк. Там готовился показ российских лент, снятых по мотивам произведений Чехова. Он приурочен к 150-летию классика, которое будет отмечаться в следующем году. Предметом нашего разговора стала, в частности, новая госпрограмма поддержки кинематографа. Но сначала Карен Георгиевич сказал несколько слов о фестивале, на который был приглашен и как режиссер, и как руководитель крупного киноконцерна.
- «Линкольн-центр», - говорит Шахназаров, - почетная площадка. Везу шесть картин, снятых на «Мосфильме» в разные периоды. Это «Дядя Ваня» Андрона Кончаловского, лента Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну, «Чайка» Карасика. А открывается фестиваль моей картиной «Палата №6». Во всем мире наблюдается интерес к Чехову, и на будущий год эту программу уже запросили из Англии, Израиля и других стран.
- Сегодня за обустройство кинематографа взялось государство. Что скажете об этом?
- В советское время киноиндустрией управляли чиновники. Благодаря их усилиям создано много хороших картин. Да, существовала цензура. Однако появлялись ленты высочайшего художественного уровня, до которого мы до сих пор еще не дотянулись. Свои лучшие фильмы создали Тарковский, Рязанов, Гайдай. Безусловно, во взаимоотношениях художника и чиновника всегда имеется некое противодействие. Вопрос - в степени влияния на творчество. В государственном устройстве существуют определенные правила. Есть люди, которые за них отвечают, и есть художники, обязанные подчиняться. Такой, например, «чиновник» (беру в кавычки), как Армен Медведев, был прогрессивной фигурой. Филипп Ермаш и Николай Сизов тоже сделали много положительного.
- Вы приглашались на совещание, которое проходило во ВГИКе, в присутствии премьер‑министра Путина...
- Там я уделил внимание вопросу рынка и пиратства. На мой взгляд, никакие схемы не начнут работать, пока у нас не будет продуман процесс возврата вложенных средств. Иначе государству кинематограф придется субсидировать всегда. Интернет находится в «позиции» тотального пиратства, то есть стопроцентного! А видеопиратство оценивается в восемьдесят процентов! Хотя эти вопросы во многих зарубежных странах успешно решены. Без государственной воли в механизме возврата денег кинематографистам не разобраться. Нужно принять законы; продумать, как будет отслеживаться их выполнение. Даже такая неглобальная мера, как запрет продажи (пусть и легальной) продукции в ларьках и на рынках, сразу снизит процент DVD-пиратства. Пусть ее реализуют только в специализированных магазинах!
- В какое кино стоит вкладывать деньги? В дорогостоящие блокбастеры (и значит, средств хватит всего на несколько фильмов в год) или в небольшое камерное кино?
- Главное, чтобы отечественное кино было истинно национальным. Я имею в виду богатейшие традиции культуры нашей страны. И чтобы, посмотрев наше кино, жители Китая, Америки или Индии поняли, чем мы живем, что нас волнует.
- В какой степени экономический кризис коснулся «Мосфильма»? По слухам, остановилось 90 картин...
- В начале года некоторые ленты действительно остановились. Но затем многие съемочные группы продолжили работу. Картины были завершены. С одной стороны, «Мосфильм» - унитарное предприятие, которое не получает дотации из бюджета. С другой - мы работаем на рынке и должны бороться. Есть ценовая политика концерна. В этом году мы вынуждены были снизить цены за аренду оборудования и помещений под офис почти вдвое. Но по сравнению с прошлым годом потеряли всего двадцать процентов прибыли.
- С одной стороны, вы - чиновник. С другой - художник. С одной стороны, важно, чтобы вас не держали за руки, когда создаете кино в качестве режиссера. С другой - вы директор «Мосфильма». Как совместить управление концерном и собственные амбиции художника?
- Будучи директором, я выполняю функции скорее менеджера, нежели чиновника. И в этой моей работе достаточно творчества, приносящего удовлетворение. Тут я занимаюсь практически тем же делом, что и режиссер. Только - в большем масштабе. И потому не являюсь оппонентом самому себе.
- У вас растут сыновья. Сохранят ли они преемственность в профессии?
- Младший еще школьник. Сейчас он больше тяготеет к футболу. Кстати, оба моих сына - парни спортивные. Младший пока относится к кино лишь как зритель. А вот старший уже студент ВГИКа. Он учится на режиссерском факультете. Когда всю жизнь занимаешься своей профессией, дети за этим наблюдают - что так или иначе влияет на их дальнейший выбор. Но специально к кинематографической деятельности я их не готовлю.
- Вы объясняли сыну-студенту, что это тяжелая профессия и успешность в значительной степени зависит от множества слагаемых? В частности - от денег!
- Конечно. В том числе не только от денег, но и от везения. В кино это очень важно. Тут - не райские кущи. Это становится понятно, когда всерьез начинаешь работать. Более того, вероятность, что ты в этой профессии чего-то добьешься, крайне мала. И не только в нашей стране. По сравнению с тем количеством молодых людей, которые приходят в кино, лишь единицы не то что заработали себе имя, но хотя бы получили право снимать. И это уже что-то.
Мне в свое время отец говорил - я хорошо запомнил: «Старайся к другим относиться так же, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Это важный момент. Надеюсь, мои дети усвоят данную мудрость.
- Завершается сложный кризисный год. Чего ждете от 2010-го?
- Надеюсь снять новый фильм. В уходящем году я сделал и выпустил на экран картину по Чехову. Это для меня важное событие как для режиссера. А в новом году пусть останется со мной вера в будущее. Кстати, моя мама очень увлекается гороскопами. У нее много книг по этой теме. Я всегда с интересом выслушиваю ее рекомендации. А она говорит, что год Тигра будет весьма позитивным. И я маме верю.