Звезды мирового балета буквально штурмуют российскую столицу. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко прошла мировая премьера громкого международного спектакля «Короли танца», стоимость которого составила 2 млн. долларов. Тур, начавшийся в Москве, пройдет по городам России и в Прибалтике, а финиширует в Нью-Йорке в феврале 2010 года. От имен голова кругом. Все сплошь лидеры ведущих театров мира, знаменитейшие танцовщики современности.
«Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор», ну а в роли дядьки Черномора - Николай Цискаридзе. Действительно, хороши были все. Но публика венчала на царство только одного. Венчала оглушительными криками в высоком присутствии двух ведущих современных хореографов - Бориса Эйфмана и Начо Дуато. Первым среди равных, кто сумел сорвать сумасшедшие овации зрительного зала, оказался американец Дэвид Холберг. Этому исполнителю присущи невероятная чистота движений и музыкальность. Кронпринцем при нем стал наш танцовщик, объявленный «летающим чудом Большого театра», - 20‑летний Иван Васильев.
Впрочем, «чуду» особо почудить не дали: развернуться парню было просто негде. Свои знаменитые прыжковые трюки, находящиеся за пределом человеческих возможностей, он проделал только в грандиозном финале.
Дэвид Холберг, участвовавший в вечере только в первый день, и вправду сразил всех наповал. Его совершенное пластичное тело можно воспринимать как инструмент по извлечению гармонии. Танцовщик с успехом продемонстрировал это и в гениальном творении Ролана Пети «Битва ангелов» из балета «Пруст», и в шедевре Начо Дуато «Ремансо».
Провалил выступление лишь Денис Матвиенко. Миниатюра была поставлена когда-то Леонидом Якобсоном специально на Михаила Барышникова и обеспечила последнему победу на самом первом московском конкурсе. Впрочем, Матвиенко тут же реабилитировался, составляя компанию Холбергу в «Битве ангелов». Весьма выразителен танцовщик был и в шедевре Дуато.
Но главным событием, которого все ждали на королевском вечере, составленном по преимуществу из уже хорошо известных композиций, была премьера - сочиненный Борисом Эйфманом на Николая Цискаридзе балет «Падший ангел». Здесь Цискаридзе, стилизовавший свой облик под врубелевского «Демона», проявил себя артистом в самом высоком понимании этого слова.
- Инициатива создания этого маленького балета шла от Николая, потому что он давно мечтал реализовать на сцене образ Демона, - рассказал Борис Эйфман. - Он обратился ко мне с такой просьбой еще много лет назад. Я назвал этот балет так, потому что это не лермонтовская история о Демоне, как мечтал Николай. Это миниатюра о раздвоении личности, о добре и зле, о божественном и дьявольском в человеке.