Коллектив Театра Сатиры с новым спектаклем «Триумф на Триумфальной» (постановщик - Юрий Васильев, художник Георгий Юнгвальд-Хилькевич) отметит сразу три юбилейные даты 2009 года. Это: 100-летие Валентина Плучека, 85-летие Театра Сатиры и 75-летие их художественного руководителя, режиссера и актера Александра ШИРВИНДТА. С ним - наш разговор.
-Александр Анатольевич, вам как руководителю удается объединять вокруг себя людей талантливых, молодых и зубастых. С «кнутом и пряником»?
- У меня все строится на любви. Если это не срабатывает, тогда приходится обижаться. А еще у меня есть такой прием. Когда артисты в гримерках критикуют начальство, кивая на потолок, имея в виду худрука, то есть меня, я тоже вместе с ними сижу и возмущаюсь. С одной стороны, я - чиновник, а с другой - иногда поигрываю. Поэтому, когда поднимаюсь к себе в кабинет, моим коллегам ругать меня становится скучно.
- Лично для вас с чего начинается театр?
- Со служебного входа: с какими лицами, в каком темпе и настроении идут к театру работники. По этим слагаемым можно судить о перспективах и надеждах театра. Если актеры идут, как на голгофу, то положение храма искусств безнадежно. Если на лицах одухотворенность - тогда театр здоров. У нас, слава богу, атмосфера творческая.
- А как вы настраиваетесь на спектакль? Ну вот, скажем, по дороге на работу, пока стоите в пробках?
- Водитель везет, а я еду и ругаюсь, что опаздываю. Иногда слушаю «Эхо Москвы». Если приходится задерживать действие, понимаю, что люди в зале очень сердятся. А от их настроения зависит, как примут спектакль.
- Во многих театрах «четвертая стена» не условность, а реальность, барьер между артистами и зрителями. В вашем театре, похоже, он сломан?
- В академическом вековом русском театре школа игры была основана на системах Станиславского, Михаила Чехова. Предполагалось, что зритель находится за невидимой «четвертой» стеной, становясь невольным свидетелем предлагаемых обстоятельств. Сейчас, в поиске новых форм, с «нахальной» режиссурой эта стена сломана. И артист в эдаком несколько эстрадном существовании может апеллировать к зрителю напрямую. И даже взять зрителя в партнеры. Если это сделано талантливо, возникает взаимосвязь и налаживается диалог с залом. А если нет, то грош цена такому театру.
- В театре есть машинерия. Сцена должна вращаться, занавес - опускаться.
- ...колосники - они наверху, там где крепятся все штанкеты, софитные фермы. Кроме того, есть вполне реальный железный занавес. Он опускается вместо тряпичного на случай пожара. Отсекая одну часть театра от другой...
- Значит, когда продумывается весь спектакль, режиссер должен в какой-то степени быть инженером?
- Для решения таких вещей есть сектор профессионалов. Ставлю задачу: например - нужно, чтобы сцена моментально оказалась пустой. Когда театр строится с нуля, то абсолютно все конструкции могут свободно уходить под потолок. В нашем театре декорации могут уезжать только влево и только вправо. Зав. постановочной частью, учитывая планшет сцены, вычерчивает поданные художником эскизы, из которых изготавливаются реальные конструкции. К следующему этапу подключаются монтировщики и рабочие сцены.
- Существует ли сегодня профессия суфлера?
- В пору классического антрепризного русского театра каждый вечер нужно было играть что-то новое. Собирался состав, который мог бы сыграть «Горе от ума», в этой пьесе заложены все амплуа: герой, неврастеник, дежавю, благородный отец и так далее... И плыла эта труппа вниз по матушке по Волге, останавливаясь в казанях и сызранях. Ни срепетировать, ни выучить нет ни времени, ни площадки. И суфлер из ямки, скрытый оконцем-воротником, подавал актерам реплики. С созданием репертуарных театров стали репетировать от трех месяцев до полугода. Текст знали наизусть. Поэтому суфлерской будки в театрах теперь нет. Подсказка нужна только в крайних случаях. За кулисами всегда находится помощник режиссера. Теперь он подает реплики.
- Можно ли сказать, что и в театр пришла мода на здоровый образ жизни?
- Это скорее мода на разглядывание здорового образа жизни по телевизору. Физкультура у нас закончилась вместе с советской властью. Осталась зарядка, а это личное дело каждого. Ну а в театре: можно быть архиспортивным, с хорошими ногами и буйвольским здоровьем, но в артисты не годиться... Когда актер приходит в театр, стараюсь его раскрепостить, навыки привить. Для пребывания на наших подмостках нужны в том числе и вокальные возможности.
- Знаю, что многие актеры - люди суеверные...
- По дереву стучу. Матерюсь потихоньку - иногда помогает.