Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 47(185) от 26.11.2009

Мат театру помогает

, 19:31

Коллектив Театра Сатиры с новым спектаклем «Триумф на Триумфальной» (постановщик - Юрий Васильев, художник Георгий Юнгвальд-Хилькевич) отметит сразу три юбилейные даты 2009 года. Это: 100-летие  Валентина Плучека, 85-летие Театра Сатиры и 75-летие их художественного руководителя, режиссера и актера  Александра ШИРВИНДТА. С ним - наш разговор.

-Александр Анатольевич, вам как руководителю удается объединять вокруг себя людей талантливых, молодых и зубастых. С «кнутом и пряником»?

-  У меня все строится на любви. Если это не срабатывает, тогда приходится обижаться. А еще  у меня есть такой прием. Когда артисты в гримерках критикуют начальство, кивая на потолок, имея в виду худрука, то есть меня, я тоже  вместе с ними сижу и возмущаюсь. С одной стороны, я - чиновник, а с другой - иногда поигрываю. Поэтому, когда поднимаюсь к себе в кабинет,  моим коллегам ругать меня становится скучно.

-  Лично для вас с чего начинается театр?

- Со служебного входа: с  какими лицами, в каком темпе и настроении идут к театру работники. По этим слагаемым можно судить о перспективах и надеждах театра. Если актеры идут, как на голгофу, то положение храма искусств  безнадежно. Если на лицах одухотворенность - тогда театр здоров. У нас, слава богу, атмосфера творческая.

- А как вы настраиваетесь на спектакль?  Ну вот, скажем,  по дороге на работу, пока стоите  в пробках?

-  Водитель  везет, а я еду и ругаюсь, что опаздываю. Иногда слушаю «Эхо Москвы». Если приходится задерживать действие, понимаю, что люди в зале очень сердятся. А от их настроения зависит, как примут спектакль.

- Во многих театрах «четвертая стена» не условность, а  реальность, барьер между артистами и зрителями. В вашем театре, похоже, он сломан?

- В академическом вековом русском театре школа игры была основана на системах Станиславского, Михаила Чехова. Предполагалось, что зритель  находится за невидимой «четвертой» стеной,  становясь невольным свидетелем предлагаемых обстоятельств. Сейчас, в поиске новых форм, с «нахальной» режиссурой  эта стена сломана. И артист в эдаком несколько эстрадном существовании может апеллировать к зрителю напрямую. И даже взять зрителя в партнеры. Если это сделано талантливо, возникает взаимосвязь и налаживается диалог с залом. А если нет, то  грош цена такому театру.

- В театре есть машинерия. Сцена должна вращаться, занавес - опускаться.

- ...колосники - они наверху, там где крепятся  все штанкеты, софитные фермы. Кроме того, есть вполне реальный железный занавес. Он опускается вместо тряпичного на случай пожара. Отсекая одну часть театра от другой...

- Значит, когда продумывается весь спектакль, режиссер должен в какой-то степени быть инженером?

- Для решения таких вещей есть сектор профессионалов. Ставлю задачу: например - нужно, чтобы сцена моментально оказалась пустой. Когда театр строится с нуля,  то абсолютно все конструкции могут свободно  уходить под потолок. В нашем театре  декорации могут уезжать только влево и только вправо. Зав. постановочной частью, учитывая планшет сцены, вычерчивает  поданные  художником эскизы, из которых изготавливаются реальные конструкции. К следующему этапу подключаются монтировщики и рабочие сцены.

- Существует ли сегодня профессия  суфлера?

- В пору классического антрепризного русского театра каждый вечер нужно было играть что-то новое. Собирался состав, который мог бы сыграть «Горе от ума», в этой пьесе заложены все амплуа: герой, неврастеник, дежавю, благородный отец и так далее... И плыла эта труппа вниз по матушке по Волге, останавливаясь в казанях и сызранях. Ни срепетировать, ни выучить нет ни времени, ни площадки. И суфлер из ямки, скрытый оконцем-воротником, подавал актерам реплики. С созданием репертуарных театров стали репетировать от трех месяцев до полугода. Текст знали наизусть. Поэтому суфлерской будки в театрах теперь нет. Подсказка нужна только в крайних случаях. За кулисами всегда находится помощник режиссера. Теперь  он подает реплики.

- Можно ли сказать, что и в театр пришла мода на здоровый образ жизни?

- Это скорее мода на разглядывание здорового образа жизни по телевизору.  Физкультура у нас закончилась вместе  с советской властью. Осталась  зарядка, а это личное дело каждого. Ну а в театре: можно быть архиспортивным, с хорошими ногами и буйвольским здоровьем, но в артисты не годиться... Когда  актер приходит в театр, стараюсь его раскрепостить, навыки привить. Для пребывания на наших подмостках нужны в том числе и вокальные возможности. 

- Знаю, что многие актеры - люди суеверные... 

-  По дереву стучу. Матерюсь потихоньку - иногда помогает.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram