Аргументы Недели → Культура № 46(184) от 19.11.2009

Русский джаз имеет право

, 20:50

Игоря БУТМАНА называют российским королем саксофона. И это неспроста. Он первый из русских вошел в элиту американских джазовых исполнителей. В этом году биг-бенду Игоря Бутмана исполнилось 10 лет.

- Игорь, писали, что с десятилетием биг-бенда вас собирался поздравить Билл Клинтон...

- Десятилетие отмечаем концертами. А с Биллом Клинтоном мы в контакте, переписываемся. Надеюсь, что он придет ко мне на день рождения, когда я буду играть в Нью-Йорке в Джаз-Линкольн-центре. Я выступал перед многими известными мировыми политиками, но только Клинтон признает во мне лучшего саксофониста из ныне живущих.

- Ваша мама и брат до сих пор в Америке живут?

- Мама в Америке, а брат вернулся в Россию. Увидев мой успех, он подумал, что тоже имеет шанс состояться на родине. Вместе со своей женой Натальей они пишут музыку, записали диск, работают очень продуктивно. Возвращению брата я очень рад, потому что барабанщиков такого класса у нас нет.

- В России вы остались из-за нынешней жены Оксаны, которой не дали визу на выезд. Не жалеете?

- Трудно жалеть о том, чего ты не знаешь. Не известно, можно было бы создать биг-бенд в Америке.

- Но потом когда у вас все устаканилось, почему вы не уехали в Америку?

- Уже не было смысла. Моя эмиграция была вынужденной мерой. В СССР моя аудитория составляла 1/6 мира, а когда уехал в Америку, то моя аудитория выросла до 5/6 мира. А после того как Россия открылась, мне стал принадлежать весь мир. К тому же Нью-Йорк - очень сложный город. Для продвижения своей карьеры там приходится жить под постоянным давлением.

- Можно сказать, что из России вы больше никогда не уедете?

- Никогда не говори никогда. У меня есть квартира в Нью-Йорке, я часто туда езжу, хожу на концерты, сам выступаю, заряжаюсь энергией, встречаюсь с музыкантами, играю, обсуждаю проблематику джаза. Потом рассказываю все это своим ребятам, беру музыкантов туда, мы записываем в Америке свои пластинки. В Нью-Йорк нужно обязательно ездить хотя бы для того, чтобы получить пинок под зад, чтобы не зазнаваться. Здесь ты король джаза, а там ты видишь молодого парня, который классно играет на саксофоне, и думаешь: «Оп-па! Нельзя останавливаться!»

- У вас много конкурентов в России или вы один такой?

- В России есть очень хорошие саксофонисты. Такая конкуренция меня подстегивает, это интересно. При этом важно найти свое лицо. Чтобы сразу было видно: это играет Игорь Бутман, а это - кто-то еще.

- Конкуренты есть, но все знают именно вас. Как удалось?

- Просто больше нет таких саксофонистов, которые умеют совмещать творчество с организаторскими и публичными связями. Здесь тоже требуется талант. Я знаком со многими музыкантами, часто выступаю в Америке, многих джазменов приглашаю сюда. Из всего этого и сложился образ Игоря Бутмана.

- Кто из наших политиков частый гость вашего клуба?

- Министр финансов Алексей Кудрин, наш главный гаишник Виктор Кирьянов, Александр Волошин. Неравнодушен к джазу и Владимир Путин, для которого мы играли и который давал нам всегда высокую оценку. Особенно после того, как Билл Клинтон рассказал ему, какой я замечательный и выдающийся. Были у нас Борис Немцов, Владислав Сурков, Юрий Лужков...

- Вы пользуетесь высокопоставленными знакомствами для продвижения своего бизнеса?

- Бывает. Так, я обращался с просьбой поддержать наш оркестр к министру финансов, но в связи с кризисом это не получилось. А вот Юрий Лужков сам проявил инициативу. Послушав наш оркестр несколько раз, он сказал, что готов оказать поддержку московского Правительства.

Возможно, наш биг-бенд скоро станет Московским государственным джаз-оркестром. Чтобы развиваться, нужно помещение, нужен джазовый центр. Сейчас мы репетируем в ресторан-клубе. Это неудобно ни нам, ни людям, которые приходят пообедать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram