Аргументы Недели → Культура № 46(184) от 19.11.2009

Куда ж в России без Бежара?

, 20:09

«Когда я умру, мои балеты умрут вместе со мной». Два года прошло с того момента, как не стало главной балетной фигуры XX века, волшебника и гения танца Мориса Бежара. Но его наследие продолжает жить и восхищать людей. Маэстро, обожавший всяческие парадоксы, оказался совсем не прав. «Гала памяти Бежара» с участием другой культовой фигуры - арт-директора балета Берлинской Государственной оперы - Владимира Малахова состоялся в Москве.

- Когда я работал с Бежаром над его балетом по вагнеровскому «Кольцу Нибелунгов», то очень нервничал. Для меня это была такая ответственность! - рассказал Владимир Малахов. - Потому что эти дьявольские глаза, как их называют в балетном мире, смотрели на меня. И люди мне говорили: «Малахов, ты никогда так не краснел и никогда так не боялся, как в тот момент, когда танцевал перед Бежаром». Конечно, у него уже были проблемы с ногами, и он уже не мог нам показывать, но все мы понимали, кто перед нами!

Организаторы концерта постарались. Малахов в Москве и в окружении четырех прим Берлинской оперы танцует Бежара. Балет «Неужели это смерть?» на музыку Рихарда Штрауса труппа Бежара уже танцевала в последний свой приезд в Москву за год до его смерти. Этим балетом маэстро как будто попрощался навсегда с Россией, которую обожал. Но Россия, кажется, эту потерю легко пережила. Балеты гения танца XX века не идут у нас ни в одном театре!

И это в стране, где его боготворят! Конечно, не Россия виновата. Виноваты чиновники, которые решают, что нам можно, а чего нельзя смотреть. Они теперь готовы ставить все, чтобы показать - вот и мы маршируем в ногу с прогрессом. Хоть кого, хоть черта лысого, только не Бежара! Раньше идеологически не вписывался. Министр культуры СССР Фурцева говорила: «У него только Бог да секс, а нам ни того ни другого не надо». Сейчас другие временщики считают великого хореографа устаревшим. Зато свой мышиный писк, которым нас потчуют чуть ли не насильно, всерьез почитают за шедевры. Всегда что-нибудь мешает показать Бежара. Последний раз, когда благодаря Владимиру Васильеву Большой буквально обо всем договорился, разразился кризис 1998 года. Ну а дальше о великой фигуре и не вспоминали. Даже Ратманский, когда у него спрашивали о Бежаре, отделывался кислыми гримасами (правда, при этом не уставал заверять, что очень его любит). Оно и понятно. Вдруг начнут сравнивать! А ведь дорогие современнички многое у классика, мягко говоря, позаимствовали.

Вся эта горькая обида - Россия без Бежара - всплыла в мыслях, когда Малахов танцевал «Неужели это смерть?». Танцевал с немецкой труппой, которой руководит. Танцевал, посмею сказать, едва ли не лучше Жюльена Фавро из труппы самого Бежара, чье замечательное исполнение мы видели три года назад. Танцевал так, что «Гала памяти Бежара», может статься, окажется событием всего нынешнего театрального сезона. «Неужели это смерть?» - балет о женщинах, которых мужчина встречает на жизненном пути и последняя из которых, самая прекрасная, оказывается Смертью... Публика пережила настоящее потрясение.

- Сейчас получить права на Бежара очень тяжело из-за того, что образовался этот фонд, который за всем следит и, конечно, тянет одеяло на свою сторону, - защищает своих одноклассников (как бывшего худрука Большого Ратманского, так и нынешнего Бурлаку) Малахов. - Но я думаю, что труппа Бежара, если хочет сохраниться и существовать, должна будет давать танцевать его балеты и другим компаниям, чтобы выжить. Конечно, и я хочу получить права на какие-то его балеты для своего театра. Но сейчас получить это очень тяжело. Мы ведь сегодня танцуем то, что нам дал сам Бежар, буквально перед смертью. Я думаю, что года через два, когда у труппы Бежара будет уже экстремальная денежная ситуация, получить права будет легче не только мне, но и Большому театру.

Не этим ли объясняется то обстоятельство, что заявленное и разрекламированное заранее выступление солиста Большого Дмитрия Гуданова со специально поставленным для этого вечера одноактным балетом «Посвящение Бежару» (по мотивам его хореографии) не состоялось. Организаторы объявили перед началом, что выступление отменено в связи с болезнью артиста. Впрочем, организаторам мало кто поверил. Еще вчера премьер был жив и здоров и резвенько танцевал в Большом театре «Симфонию до мажор» Баланчина.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram