После нашумевшей «Бригады» Дмитрий Дюжев сыграл самые разные образы, характеры и типажи. Особый успех выпал на долю молодого актера после роли монаха в фильме Павла Лунгина «Остров». Интересные предложения посыпались одно за другим. В МХТ Дмитрий начал репетировать Отелло. В новой картине «Гамлет. История повторяется» сыграл Клавдия. Никита Михалков пригласил в «Утомленные солнцем - 2».
-Дмитрий, «Каникулы строгого режима» - стопроцентная комедия положений. Однако в некоторых интервью вы говорите, что фильм должен обратить внимание общественности на то, как существуют люди в местах не столь отдаленных... Так все-таки вы снялись в комедии или социальной драме?
- Я действительно считаю, что фильм вне зависимости от его жанра может лишний раз обратить внимание общественности, властей на тех людей, которые находятся в местах заключения. На то, в каком состоянии находятся лагеря, зоны, тюрьмы, как мы относимся к тем, кто волею судеб (а нередко - по случаю, по глупости и даже по ошибке!) оказался в зоне.
Мы показывали наш фильм в лагерях, например, в Казани, в колонии №2 строгого режима. Как они были благодарны нам! Кто-то сидит пятнадцать лет, у кого-то поменьше сроки, но нам показалось (и мы об этом говорили после премьерного показа в колонии), что им вдруг скорее захотелось домой... За примерное поведение сокращают срок, досрочно выпускают. Кто-то придерживается этого, но многие теряют желание досрочно освобождаться, потому что на воле особо никому не нужны. Жена подала на развод, ушла к другому, из квартиры выписали, работу не найти... Как нам показалось, мы этим добрым фильмом вселили во многих надежду: вас ждут!
- В вашем фильме играет много юных актеров. Это правда, что в детстве вы мечтали стать учителем?
- В мои школьные годы был такой эпизод, когда учительница начальных классов попросила меня, старшеклассника, заменить ее. Я тогда провел несколько уроков для первоклашек и понял, что это мое призвание. Решил, что стану педагогом. Жаль, не случилось. Пошел по стопам отца, провинциального актера, который мечтал, чтобы я, продолжив его путь, достиг чего-то большего.
- Можно сказать, мечту отца вы воплотили в жизнь - стали звездой!
- Отвечу вам жизненной байкой. Я родился в 21.15 под залпы салюта. Роддом стоял на 17-й пристани в Астрахани. Второе воскресенье июля, День рыбака. Весь город этим вечером собирается, чтобы посмотреть, как приходят военные корабли, дают залп. И когда я только начал появляться, акушерки подбегали к окну, хотели успеть посмотреть салют еще до моего рождения, потом возвращались ко мне. Мама вспоминала, что был ажиотаж, шум, гам, врачи шутили: «Женщина, вы звезду рожаете?!»
- Вы мечтали о роли Гамлета, а в новой шекспировской киноверсии «Гамлет. История повторяется» режиссера Юрия Кары сыграли Клавдия...
- Я сам был удивлен, когда меня пригласили на роль Клавдия. На роль принца датского утвердили совсем молодого актера Гелу Месхи, выпускника школы-студии МХАТ этого года. Я не сразу представил себя в образе Клавдия, короля датского, но режиссер убедил, что смогу.
Конечно, играть шекспировский текст - одно удовольствие. Хотя и труд немалый. В театре я играл Тибальта в «Ромео и Джульетте», но в кино играть в стихах - это другое. Потому что Шекспир писал так, что часть текста обращена в зал. Здесь же нужно работать на камеру, существовать в реальном режиме. Приходилось искать какие-то новые режиссерские и актерские решения, чтобы избавить от театральности... Наш Гамлет живет в 2010 году, когда фильм и выйдет на экраны. При этом сюжетная линия развивается четко, до последней запятой, по Шекспиру. Главное, что проблемы не изменились, страсти кипят все те же - история действительно повторяется!
- Говорят, что Никита Михалков позволил вам самому выбрать роль в своем фильме «Утомленные солнцем - 2»?
- Сначала Никита Сергеевич предложил мне прочитать сценарий и высказать пожелания. Я выбрал роль... рыжего белоруса. Неоднозначный персонаж: на контрасте с комдивом Котовым он существует таким абсолютно божьим человеком. Причем изначально мой персонаж был написан на маленького, тощенького артиста, рыжего «божьего одуванчика» (Дюжев почти двухметрового роста. - А.Г.). Когда я рассказал Михалкову о своем выборе, он удивился: «Нет-нет, эту роль, я думаю, какой-нибудь другой артист должен играть!» Но я предложил: «А давайте попробуем: если нет, так нет». Мы попробовали, я постарался внутренне «уменьшиться» до размеров «божьего одуванчика», сделал все, чтобы Михалков поверил, что я действительно могу это сыграть. И - получил эту роль.
- Вы - человек глубоко религиозный. Ваш духовник одобряет ваше актерство, лицедейство, звездную карьеру?
- Батюшка так говорит: «Пойми одну вещь: если Бог дал тебе такую возможность стать известным, когда тебе верят, тебя воспринимают всерьез, могут пойти за тобой, значит, ты должен рассказать людям о чем-то важном».