Пожалуй, уже почти не осталось европейской столицы, в которой не проходил бы международный кинофестиваль. Рим держался долго. Но и он сдался 4 года назад, выстроив грандиозную «кинодеревню».
Винтики огромного механизма Римского кинофестиваля вертелись безупречно, в разных залах шли мировые премьеры и внеконкурсные показы. Правда, некоторым прославленным мастерам, судя по их продукции, уже пора на покой.
Знаменитый Карлос Саура снял уже до того допотопный фильм «Я, Дон Жуан», что было даже как-то неловко. И Моцарта он зачем-то задвинул на третий план, сделав главным героем хорошенького либреттиста, и спеть толком не дал никому из солистов. И вроде в кадре все люди живые, а фильм пронизан такой интеллектуальной пустотой, что от него веет чем-то загробным.
Отличились братья Коэны. Авторы уморительной комедии «По прочтении сжечь» представили на фестиваль вне конкурса свою новую работу «Серьезный мужчина», снятую все в той же стилистике черноватого юмора. Правда, жизнь одноэтажной Америки 1967 г. (действие происходит на родине режиссеров, в Миннеаполисе) навевает такую скуку, что симпатия к главному герою и его деткам в ней тонет. Может, для режиссеров все в фильме очень личное и потому важное, но меня это как-то не согрело.
Среди многочисленных событий фестиваля - ретроспектива фильмов с участием великолепной Мэрил Стрип и награждение ее в день закрытия золотым «Марком Аврелием». Удивительно полноценно сложилась творческая жизнь этой актрисы. Благополучно преодолев тот возраст, по достижении которого многие ее коллеги уходят в творческое небытие, Мэрил Стрип радует нас все новыми и новыми блестящими работами. И на закрытии Рим показал новый фильм с ее участием - «Джули и Джулия» (режиссер Нора Эфрон).
Героини этого фильма живут, чтобы кушать. Одна американка (ее и играет Мэрил Стрип) оказывается с мужем в послевоенном Париже. Чтобы чем-то себя занять, начинает изучать секреты французской кухни, чтобы потом написать книгу. Другая героиня - современная девушка - после работы бежит домой, чтобы освоить эти рецепты, сообщить об этом в своем блоге и накормить мужа. Впрочем, очень хорошим аппетитом обладает и муж героини Мэрил Стрип. Вы думаете - это завязка, а дальше начнется действие, как учил Аристотель. Ан нет. Оказывается, весь замысел этого двухчасового фильма - в подробностях приготовления и поедания еды. Как ее готовит Мэрил Стрип, смотреть интересно, не спорю. Каждый овощ, каждый фрукт вызывает у нее какое-то свое, особенное выражение лица. Как готовит наша современница, смотреть уже немного утомительно. Но все ждешь чуда, что сейчас начнешь понимать, ради чего все это?
Между тем соус сменяется кремом, свинина бараниной, зелень сыром... Может, этот фильм нацелен против империи фаст-фуда, быстрой еды, показывая прелести слоуфуда, медленной еды? А может, это антикризисное послание землянам - наслаждайтесь едой, пока она есть? Надо сказать, что римский зал смотрел на экран совершенно завороженно.
А главный приз за лучший фильм достался датскому фильму «Братство», режиссер Николо Донато. Высокое жюри решило наградить этот фильм, по всей видимости, за его «продвинутость». Герои фильма - члены неонацистского «братства» со своим всем известным букетом ненавистей и фобий. Среди них есть один особенно оголтелый - каких только татуировок нет на его молодом теле! Он яростный гомофоб! И все идет по одному заезженному сценарию, пока в «братство» не принимают демобилизовавшегося из армии красавчика Ларса. Его на время отводят жить в домик к гомофобу. И тут, надо заметить, парни своими действиями несколько попирают основы неонацизма... Старшие товарищи будут ох как огорчены. А вот члены жюри под председательством Милоша Формана (среди них был и наш соотечественник Павел Лунгин) увидели в фильме гуманистическое послание, которое решили поддержать главным призом - золотым «Марком Аврелием».