Открылся Большой «Лебединым озером» со Светланой Захаровой и Андреем Уваровым. До лета рулить балетом предстоит консервативному Юрию Бурлаке. Его контракт истекает в июле 2010 года. Как и было обещано, главной премьерой предстоящего сезона станет «Эсмеральда» (25 декабря) - полномасштабный большой классический балет. По словам Бурлаки, «это взгляд на этот балет из XXI века с использованием элементов классической хореографии Мариуса Петипа».
Череду премьер откроет «Тщетная предо-
сторожность» (6 ноября) в новой редакции Юрия Григоровича. Он капитально обновит к апрелю и «Ромео и Джульетту». Гала-концертами будут отмечены столетие со дня рождения Галины Улановой (16,17 января) и юбилей Владимира Васильева (26-28 апреля). Специально для однофамильца последнего Васильева Ивана - «современного летающего чуда Большого» - живой классик Ролан Пети поставит свой легендарный балет «Юноша и смерть» (4 июня). Завершит сезон «Петрушка» (2 июля), которым театр воздает дань 100-летию Дягилевских сезонов, отмечаемых во всем мире в этом году.
Анонс на два следующих сезона (2010-2011; 2011-2012) радикально отличается от планов текущего. Здесь возобладает ультрасовременность. Сезон 2010-2011 откроет «Апокалипсис» Анжелена Прельжокажа (14 сентября) - новая работа модного французского хореографа, которая специально будет сделана для Большого «на электронно-диджейскую музыку». «В театр придет публика, которая доселе не бывала в этих стенах. Возможно, кого-то это напугает. Меня лично это очень обрадует», -
заявил в ходе пресс-конференции новый музыкальный руководитель театра.
Далее запланированы западные светочи новых направлений в хореографии: Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Уэйн МакГрегор. Бывший худрук Большого, теперь резидент-хореограф американского Балетного театра Алексей Ратманский продолжит сотрудничество в качестве приглашенного хореографа и вернется в театр с новинкой: трехактным балетом «Утраченные иллюзии» по роману Бальзака, музыку к которому пишет Десятников. В большом изо-билии обещают и Баланчина. Один акт из его «Драгоценностей» - балет «Рубины» пополнит коллекцию творений этого хореографа, собранную в Большом.
«Вальсы Баланчина» запланированы и на сезон 2011-2012, который предполагается начать уже на Основной сцене. На ней Большой театр планирует справить и 85-летний юбилей своего бывшего властителя и вновь обретенного великого хореографа Юрия Григоровича. Именно его редакция «Спящей красавицы» станет первой премьерой на исторической сцене.
Обращает на себя внимание тот факт, что половина заявленных премьер странным образом повторяет репертуар Мариинского театра. Та же «Манон», а также Баланчин с «Рубинами» и «Вальсами», «Юноша и смерть» Пети... «Петрушку» так вообще поговаривают возобновить в этом сезоне почти одновременно с Большим. На вопрос, кто стоит за этим репертуаром, новый музыкальный руководитель отшутился: «Знаете, в списке перечисления спонсоров пишут: «и такой-то, пожелавший остаться неизвестным». Давайте до поры до времени не будем об этом говорить».
Аноним, конечно, всем известен. Это Павел Гершензон, экс-заместитель экс‑директора балета Мариинки Махара Вазиева. Пока его недоброжелатели радовались изгнанию и плясали каннибальские танцы, он благополучно обосновался в Москве. Видимо, собрался «взрывать врага изнутри». Прямо в его логове. Именно его концепция «Петипа - Баланчин - Форсайт», в хореографии которых Гершензон неожиданно обнаружил преемственность и родственную связь, перекочевала ныне в Большой театр.