Венеция включила в конкурс фильм другого смутьяна - документалиста Майкла Мура «Капитализм: история любви». На сей раз обладатель «золотой пальмы Каннского кинофестиваля за нашумевший фильм «Фаренгейт 9/11» выносит приговор современной Америке, чья «мечта» оказалась фальшивкой. Сбрасывая маску с современного капитализма, при котором богатые становятся богаче, а бедные беднее, Мур показывает душераздирающие сцены выселения людей из домов, поскольку пособия по безработице на выплату кредита на жилье никак не хватает. Он пытается выяснить, что же происходит в его любимой стране, капитализм которой был с человеческим лицом. Сегодня роман закончился.
Огромный и косолапый, Мур передвигается в фильме, словно шарик ртути, чтобы взять интервью у специалистов и у жертв и добраться до тех, кто украл очередной миллиард. Здесь он бушует, потому что его к хозяевам небоскребов охрана не пускает. И тогда он просто берет специальную желтую ленту, которой обычно в США оцепляют места преступлений, и обводит этой лентой целый район на Уолл-стрит, финансовой столице мира.
...На красной дорожке Мур пользовался бешеной популярностью, народ кричал: «Майкл, мы тебя уважаем!» Больше аплодисментов обрушилось разве что на Уго Чавеса, который приехал к фестивальному дворцу вместе с Оливером Стоуном представлять новый фильм знаменитого режиссера «К югу от границы». Этот новый документальный фильм создателя саги о Фиделе Кастро «Команданте» сначала планировалось посвятить Уго и ответить на вопрос, на который у режиссера, естественно, уже был ответ, - а такое ли он чудовище, как его малюют в американских СМИ?
Но одной Венесуэлой дело не ограничилось: режиссер настолько раздухарился, что заехал посмотреть глазами своих «камер с плеча» в глаза президентов Боливии и Бразилии, Аргентины и Парагвая, Эквадора и сменившего «команданте» Рауля Кастро! И что увидели мы в этих глазах? Конечно, угадали! Заботу о своем маленьком, но гордом народе. А с Чавесом режиссер закорешился настолько, что привез его представлять фильм на Венецианский кинофестиваль. Но эта акция не касалась конкурса, территории Майкла Мура.
Зато у Мура есть несколько конкурентов на Золотого льва. Во-первых, это Вернер Герцог, который представил черную криминальную историю «Плохой лейтенант: порт приписки Нью-Орлеан» с великолепным Николасом Кейджем в главной роли. В отличие от Тарантино, которому наплевать на моральный баланс, Герцог сразу начинает действие с того, что детектив из местного убойного отдела спасает узника во время урагана Катрина, а для этого надо было прыгнуть в воду! Вот его коллега Вэл Килмер не прыгнул, сказал типа «можно промокнуть». А Кейдж прыгнул и спас. Так что то, что в расследовании убийства афроамериканской семьи он прибегает к не совсем дозволенным методам, уже не кажется безобразием. Да и авторы фильма сразу признаются - «Плохой лейтенант». Ну не может он без кокаина, никак.
Поскольку в фильме еще участвуют очень и очень-очень плохие парни, которые контролируют городские наркотики, то к концу фильма герой Кейджа будет зрителями практически оправдан, хотя грань дозволенного он переступает постоянно. Например, когда Кейдж выслеживает очередную парочку, идущую в обнимку из ночного клуба к авто, чтобы потрахаться. Разумеется, он находит у нее наркотики и не надевает наручники в обмен на сексуальные утехи, где парням предлагается наблюдать, как «работают» их подружки. И хотя его возлюбленная Эва Мендес ни в чем ему не отказывает, но надо же проводить воспитательную работу! Короче, фильм балансирует на грани, так как обаятельный Кейдж бушует от имени власти с пистолетом в руках и дозой в носу. Конечно, власть тоже не дремлет. Но все симпатии - к Кейджу, он ведь спас заключенного!
Может, жюри и не осмелится поощрить эту картину, но Николас Кейдж вполне достоин кубка Волпи как лучший актер. А вот лучшей актрисой на сегодня остается Изабель Юппер, которая сыграла в фильме Клер Денис «Белый материал». Он создает образ фантастически сильной и нежной женщины, чья семья владеет плантацией кофе в одной африканской стране. Вокруг плантации начинается что-то неладное, появляются черные дети с оружием, которые грабят ее сына. Но она ничего не чувствует - только что поспел урожай кофе, и она увлечена его сбором. А потом незаметно для себя оказывается в эпицентре страшного и ужасного африканского бунта, бессмысленного и беспощадного.
Режиссер не стала утруждать себя политкорректностью, когда про африканцев ничего плохого не скажи. Клер Денис разбушевалась и ответила от имени цивилизации белых фильмом, который может стать самым главным скандалом сезона, тем более что художественно он неуязвим.
В этом году фильмов, которые не просто вас развлекают, а о чем-то кричат, стало гораздо больше. Фестиваль еще не закончился, но вы будете в курсе всего самого интересного, если в воскресенья на Первом канале посмотрите мой «Тихий дом».