Явный лидер - новый игровой художественный фильм известного мультипликатора Андрея Хржановского «Полторы комнаты...». Он сразу оторвался от соперников чистотой взятой ноты, на которой ведется повествование о сказочном возвращении в Петербург Иосифа Бродского, где он когда-то жил с родителями (Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский) и где им всем предстоит встретиться последний раз. Андрею Хржановскому и досталась «Золотая ладья».
Напротив, такие гламурные фильмы, как «Фонограмма страсти» Николая Лебедева (многие его запомнили по «Волкодаву из рода серых псов»), сразу оказались в «антигероях» конкурса. Ну не было в истории о красивых телах, стремящихся к совокуплению и постоянно подвергающихся опасности, никакого намека на духовность!
Среди режиссеров новой волны был представлен долго молчавший Григорий Константинопольский, чья «Кошечка» принесла Михаилу Ефремову «Серебряную ладью» за исполнение лучшей мужской роли. Его коллега Александр Шапиро, который вместе с Александром Шейном (продюсер, монтаж) порадовали публику своим детищем «Беспорно», где рассказывается веселая история о том, как 16-летний пацан, случайно снявший на мобилу сексуальные игры своих одноклассников, становится вскорости королем порноиндустрии. Но наслаждаться благами больших денег он долго не сможет. Грядет конфликт с отцом-майором. Снятый и смонтированный на одном дыхании и с дозой ехидной иронии, в этот момент фильм переходит к серьезу. Шутливая интонация куда-то сворачивается, и мы попадаем в бездну порока и криминала уже в стиле «жесть». Впрочем, продюсеру Александру Шейну не впервой. Судя по «Эйфории» и «России-88», к которым он имел непосредственное отношение, ему нравятся истории, где неосторожное отношение к эросу вызывает старуху с косой, которая может явиться и в образе обманутого мужа, и брата-скинхеда, и майора-отца.
Впрочем, как она только не являлась к нам в фильмах «Окна в Европу»! Например, на косе летает режиссер фильма «Метеидиот» Нана Джорджадзе. Как к себе домой она прилетает к героям фильма, еще бы - ведь хороший парень в борьбе с плохими парнями получил возможность пользоваться услугами ветхих стихий. Менять температуру или запускать шаровую молнию. С подключением в этот мир мира потустороннего жизнь начинает налаживаться.
А вот в дебюте Ильи Демичева «Какраки», который начинается как водевиль, а потом резко меняет интонацию на мелодраматическую, старуху с косой никак не ждешь. Средний чиновник из министерства капитального строительства в исполнении Михаила Ефремова от шоколадной жизни своей немного одурел. По дороге на работу позволяет себе свернуть в бассейн «поучиться плавать», и мы видим его белое тельце, чтобы проникнуться окончательно состраданием. Мы проводим с ним рабочий день - от получения маленькой взятки до посещения вечернего ресторана с цыганами по поводу дня рождения сослуживца. Мы видим, как герою Ефремова маятно. Но вскоре он встретит свою любовь в книжном магазине, и жизнь его снова обретет смысл. Герой Ефремова меняется на глазах, его тело уже не выглядит так мешковато, как в начале, он читает стихи про любовь - и выветривает из своего героя всякую пошлость. А дальше начинаются проблемы - герой на своем месте теряет чувство адекватности, берет взятку «не по чину», чтобы помочь любимой. И тут же появляется Александр Баширов с удостоверением, а где появился Саша Баширов, как вы знаете, там и до старухи с косой недалеко. Бенефисный фильм Михаила Ефремова еще раз показал, что он - один из лучших актеров России, мистер «Окно в Европу».