Зритель больше не молчит
Гвоздем театрального фестиваля в Авиньоне в этом году стали спектакли ливанско-канадского режиссера и драматурга Важди Муавада. И прежде всего длившаяся 11 часов с перерывами всю ночь напролет его трилогия. Вернее, даже первые три части из тетралогии «Кровь обещаний». Такого длинного спектакля, начинавшегося до заката и оканчивавшегося далеко позже восхода солнца, Кур донер (Почетный двор) Папского дворца не видывал с 1987 года. Тогда давали полную 12-часовую версию «Атласной туфельки» Поля Клоделя.
Сегодня зрителям во всех перерывах давали бесплатно чай и кофе, чтобы взбодрить перед очередным заплывом в страсти и страдания героев.
В современном европейском театре в последние годы чего только с бедным сюжетом не делали. Его деконструировали, от него избавлялись вовсе, переходя к перформансам и инсталляциям. В нынешнем же году зрители, измученные арт-поисками некоторых творцов, изменились. Один из зрителей был недоволен наворотами в постановке голландца Йохана Симмонса и пытался прервать спектакль. Да так успешно, что ему это удавалось несколько раз. Времена, когда зрители молча, скрипя зубами, внимали откровениям и потугам некоторых самопровозглашенных мэтров, видимо, прошли.
Знаменитого французского «бу-у-у-у» удостоилось новое «танцевальное» творение Маги Марен «Описание битвы». По едва освещенной сцене, словно тени, медленно передвигались артисты. И час мучили нас заунывными, плохо различимыми текстами про войну (авторы от Гомера до Долорес Ибаррури). Танцем это действо язык не поворачивается назвать.
Как вытерпеть толерантность
Самым скандальным и успешным в этом году оказался спектакль Яна Фабра «Ода толерантности».
Сегодня, по мысли Фабра, мы разучились говорить «нет» фашистам, расистам, реакционерам, да и просто дуракам. Вот он и решил пропеть свою оду. К несчастью, у него не поют, но очень часто посылают на три буквы. Так спектакль и завершается: все исполнители посылают правительства и НАТО, министра культуры и Бога, директоров фестиваля и самого Фабра, что можно выдать за самоиронию.
А начиналось это все коллективной мастурбацией 9 танцоров-перфомеров - дескать, алчное общество толкает, а эти несчастные готовы на все, чтобы заработать. По сцене бродит Христос, балансируя своим крестом на вытянутой руке. Потом перформер садится задницей на дуло карабина и начинает на нем подпрыгивать, а другой бедолага-актер вставляет свой благородный орган в спицы вертящегося велосипедного колеса. Честно скажем, такого мы еще не видали! Судя по бешеной популярности спектакля, оправдывается расхожее мнение: покажи людям на сцене голую жопу - и они валом повалят.
Дорогое удовольствие
Между Авиньоном и Экс-ан-Провансом всего 90 километров, но как будто попадаешь в другой мир. В Авиньоне бурлит толпа, а в Эксе все благочинно и спокойно. Большинство «паломников» днями просиживают на террасах кафе и ресторанов на бульваре Мирабо, чтобы к вечеру вкусить одну из 4 опер или погрузиться в один из 15 симфонических или вокальных концертов. Причем о билетах на некоторые оперы надо было заботиться еще в феврале и выложить до 350 евро. Кстати, обеспокоенные старением своей публики, организаторы предлагали молодежи места всего по 15 евро.
Оперная музыка в высококачественном исполнении остается дорогостоящим удовольствием не только для поклонников, но и для самих организаторов. Бюджет фестиваля составляет 20 миллионов евро. В два раза больше, чем в Авиньоне.
Гибель богов
С нефранцузской основательностью подошли в Эксе к своей первой постановке тетралогии Вагнера «Гибель богов». Растянули ее на четыре года, доверив сценическое воплощение Стефану Брауншвейгу, а музыкой позвали заняться сэра Саймона Рэттла с его лучшим в мире на сегодняшний день Берлинским филармоническим оркестром. Просто послушать этот оркестр любому любителю музыки за счастье, а здесь умудрились подписать с этим суперколлективом контракт на четыре года.
Ожидания знатоков не были обмануты. Режиссер в своей трактовке странствий золотого кольца, дарующего абсолютную власть, заострил внимание на земных героях и очень человеческих страстях, правящих богами. Белокурый супергерой Зигфрид у него превращается в неунывающего лесоруба в клетчатой рубахе (знаменитый канадский тенор Бен Хепнер). А Гюнтер (Герд Гроховски), уводящий у него Брунхильду (потрясающая Катарина Далайман), становится плейбоем-кокаинщиком. Интриган Хаген приобретает черты гламурного подонка благодаря нашему басу Михаилу Петренко, которому удавалось все - и драматическая игра, и глубокое завораживающее пение.