Аргументы Недели → Культура № 29(167) от 23.07.2009

Ужасные и прекрасные истории из России

, 18:46 , Кинокритик, тележурналист

В конкурсе был русский фильм-дебют известного молодого драматурга Василия Сигарева «Волчек». Он уже получил главный приз на фестивале «Кинотавр». Но на сей раз победу уступил дебютанту из Бельгии Фредерику Дюмону. Его фильм «Ангел на море» поведал публике душераздирающую историю о 12-летнем мальчике, счастливая жизнь которого завершается навсегда. А виной тому откровения папочки, которого подросток любил, как любят море и солнце.

У героини Сигарева, маленькой девочки, счастья и вовсе не было. Поэтому признания ее блудливой мамаши никак ее не впечатляли. Мамаша то появлялась с мужиками, то уходила к ним на лежбище, иногда привозя дочке, оставленной на попечение бабки, банку сгущенки. А под конец, продав квартиру, и вовсе сгинула в темной ночи. Но, видно, нефартовая тетка не знала прикуп и вернулась из Сочи вся помятая. Как героиня разменивает свою жизнь, мы видим глазами дочки, которой все меньше и меньше интересно в этом мире. И она заводит себя дружка на кладбище - ровесника, который ей приглянулся с фотографии на памятнике. Девочка начинает присматривать за его могилкой, принося с других могил сладкие конфеты. Она приносит их столько, что в пору открывать кондитерскую лавку! И как-то ей уютнее на кладбище, чем с мамашей, у которой от водки и мужиков совсем съехала крыша...

А вот настоящим победителем фестиваля стал замечательный режиссер Андрей Хржановский, чья картина «Полторы комнаты» в престижной программе «На востоке Запада» получила главный приз в номинации «За лучший фильм». И действительно, фильм, посвященный ритуальному возвращению домой Нобелевского лауреата поэта Иосифа Бродского, переносит нас в эпоху его детства, юности и зрелости, когда он жил на Литейном проспекте в Ленинграде вместе с родителями. Их блестяще играют Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Родителям не удастся дожить до возвращения сына, но свидание их состоится несмотря ни на что. И им будет о чем поговорить.

Без русских не обошлось и в программе «Форум независимых», где был показан «Кислород» Ивана Вырыпаева. Он запомнился еще «Эйфорией», где показал солнечную половину своей души. В «Кислороде» Иван приподнял завесу над ее лунной частью. В ритме рэпа двое ведущих м. и ж. пола рассказывают историю урода, который заманил в свою дыру красивую девушку и измывается над ней, а заодно рассуждают про терроризм, читают Библию и вообще пересказывают все, что к данному моменту усвоил Вырыпаев.

Автор трогательно, с каким-то шаманским надрывом спешит поделиться с нами прописными истинами. Любопытно, что включенная в эту же программу польская картина «Русско-польская война» на английский переводилась как «Снег белый, русские красные». Фильм Ксаверия Жулавского адаптирует для кино книгу про героя-скинхеда, который все время ведет в своем воспаленном мозгу эту войну. Фильм достаточно иронично рассказывает историю сексуальных похождений урода, терпящего одно фиаско за другим, а агрессию вымещающего в драках.

И, конечно, нельзя не отметить, что фестиваль в этом году предложил программу «Женщины снимают Россию», в которую вошли ленты последнего времени - от «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики до «Ничего личного» Ларисы Садиловой. А вот Рената Литвинова была представлена только как актриса в фильме Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка». С ее режиссерской работой «Богиня» международную общественность знакомить не стали.

В любом случае фестиваль успешно справился с ролью «Окна в Россию», и в этом окне можно было увидать довольно бурную жизнь, которой живет наша все еще кинематографическая держава.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram