-Господин Карден! Известно, что центром культуры Франции XIX века было местечко Барбизон. Сегодня культурная жизнь переместилась в Лакосту. Здесь большая художественная школа, театр. Рождается новый центр Вселенной?
- Барбизон - это место международное. Там собирались импрессионисты, художники конца ХIХ - начала ХХ века. Там бывали великие писатели, музыканты, художники. Тот же Пикассо. Позднее - президенты республики Помпиду, Миттеран... Лакоста - маленькая деревня по сравнению с Барбизоном.
- Когда-то и нынешних гостей Лакосты назовут великими. И все же - почему вам так близка рок-опера «Юнона и Авось»?
- В ней прекрасная музыка, живые эмоции. Спектакль три месяца гастролировал в Нью-Йорке и месяц в Париже. Я трижды смотрел его в Москве. Это классическое произведение, с высочайшим качеством музыкального материала.
- Вы привозили в Москву свой спектакль, основанный на итальянских письмах Максима Горького. Почему о нем так мало слышно?
- Он не был успешным. Мне кажется, была допущена колоссальная ошибка в интерпретации писем вашего писателя. Кроме того, плохая постановка и неверная театральная концепция. Успеха не было даже в Париже.
- Говорят, что 13 июля ваш балет ставит постановку «Марко Поло» в Венеции на площади Сан-Марко?
- Впервые спектакль был представлен на открытии Пекинской оперы в Китае. Марко Поло - один из лучших спортсменов в истории мира. Что значило в то время отправиться из Венеции в Пекин? Надо было проделать весь путь пешком и на лошадях. Он - величайший герой! Поэтому мы и договорились с министром культуры и премьером Китая - если показывать французский спектакль, то о Марко Поло.
Конечным результатом стало представление в Пекине балета с Майей Плисецкой в великолепной постановке хореографа Мари-Клод Пьетрагалла. На днях покажем его в Венеции - тоже с Майей Плисецкой. Затем тут, в Лакосте. Это замечательная современная музыкальная комедия, полностью сделанная Пьетрагалла. Поскольку я итальянец и венецианец, то очень горд тем, что сам в качестве продюсера покажу «Марко Поло» в Венеции. Конечно, я буду счастлив привезти «Марко Поло» и в Москву.
- Главный герой рок-оперы граф Резанов сетует, что Россия - это тюрьма народов. Вы хорошо знаете нашу страну. Согласны с графом?
- Нет. Это совсем не так. Народ голосовал сам за себя. Народ это выбрал. Это естественно. Так же и около ста лет назад проголосовал народ. Потом уже утвердились большие исторические фигуры. Все это имело исходной точкой прекрасные философские идеи - равенства, братства. Великолепная философия, но реальность, увы, оказывается не такой. Я бы и сам был коммунистом, если бы речь шла о психологии, но, к сожалению, все идеи деформируются, как и в капитализме. Все равно у власти оказываются огромные привилегии.
- Почему французы в большинстве своем одеты в черное, белое и серое?
- Абсолютно верно то, что вы говорите. Здесь существует такой менталитет - надо играть в нищету и бедность, не показывать богатство. Богатые одеваются как бедные. С психологической точки зрения это неправильно. Мода социальна. На нее работают заводы, магазины, из-за нее приобретаются ткани. Представьте, что в один прекрасный день не будет моды и не будет магазинов, не будет творческих людей, фотографов, манекенщиц, журналов... Мода, может быть, необязательна, но она очень полезна. Без моды миллионы людей остались бы без работы. У них не будет средств ни на машины, ни на квартиры. Они не смогут покупать картины... Так что мода более чем необходима! После еды идет мода. И так - во всем мире.