Аргументы Недели → Культура № 27(165) от 09.07.2009

Пьер Карден, «Юнона и Авось»

, 20:59

 

И вот что любопытно, ровно 220 лет спустя рядом с родовым замком де Сада - в деревушке Лакоста в Провансе - прозвучал Гимн Чистой Любви. Более чем двухвековое проклятие извращенца было снято раз и навсегда. В близлежащей каменоломне, переделанной в ультрасовременный театр, прозвучала российская рок-опера «Юнона и Авось». А главным героем этого значительного события стал знаменитый на весь мир кутюрье Пьер Карден. Услышав и увидев 25 лет назад замечательный спектакль театра «Ленинского комсомола», он стал фанатом этой рок-оперы. Ее музыку слушает постоянно, чтобы, если нужно, улучшить настроение.

Руководитель департамента России в огромной «империи» Пьера Кардена и представитель учрежденного им же Maxim's club в Москве баронесса Галина де Буар (G. de Bouard) говорит, что кутюрье давно хотел показать «Юнону и Авось» в рамках масштабного театрального фестиваля в Авиньоне. И это произошло. Спектакль представлял музыкальный театр-мастерская Алексея Рыбникова. Именно он - автор музыки «Юноны...». Автор текстов - Андрей Вознесенский. Оба эти гения и создали произведение, напичканное хитами, как бочка селедками.

 

Загадочный француз

Весьма интересна сама личность г-на Кардена. В СССР он впервые оказался в 1962 году. Привез сюда моду на кримпленовый костюм и мужскую рубашку с высоким воротником. А в 1993 году 200 лучших манекенщиц со всего мира устроили показ моделей его одежды на Красной площади.

Пьер Карден стал любимым кутюрье советской элиты. К тогдашним обитателям Кремля регулярно прилетали из Франции лучшие специалисты г-на Кардена, чтобы снять мерки с руководителей партии и правительства. С особой теплотой он вспоминает удивительно элегантную жену советского генсека - Раису Горбачеву.

До последнего времени его одежду шили на 32 российских фабриках. Но главная его заслуга - он привел высокую моду с подиумов и закрытых показов - на улицы. Г-н Карден и сегодня полон творческих сил. В его главном офисе в Париже на 5-й и 6-й этажи вход запрещен кому бы то ни было. Только уборщицам. На эти этажи привозят тысячи новых видов тканей. Здесь знаменитый кутюрье проводит свои лучшие часы наедине с манекенами. Он смотрит, как выглядит ансамбль различных тканей. Как падает на них свет при дневном, вечернем, электрическом освещении. Перешивает лоскутки... Так и рождаются новые модели одежды, которые расходятся затем по всему миру.

Вопреки слухам, Пьер Карден не продал свой знаменитый бренд. Только лицензии на пошив разных моделей одежды. Скоро появится линейка и детской одежды. В России этим займутся Галина де Буар и исполнительный директор Центра культурного и делового сотрудничества Maxim's club Наталья Сумарокова.

...В детстве, будучи еще маленьким мальчиком, родившимся в итальянской Венеции, Пьер Карден мечтал стать актером. Отсюда его страсть и щедрое покровительство театру, опере и балету. Накануне национального праздника Франции в его родной Венеции на площади Сан-Марко пройдет грандиозный балет «Марко Поло». Организатор постановки - сам великий кутюрье. Такую любовь к балету постоянно подпитывает его муза Майя Плисецкая, чем он очень гордится. И делает все, чтобы силами своего центра Maxim's club привезти российских исполнителей во Францию, дать им мировую известность. Дело пойдет быстрее, если помочь этому процессу захочет и наше Министерство культуры.

Вторая жизнь каменоломни

Но вернемся в Лакосту. В трехстах метрах от замка де Сада когда-то была каменоломня. Сегодня на ее месте - театр. По проекту Пьера Кардена огромную яму в скалах заметно облагородили. Почти полтора года специалисты по акустике подрубали стены и рубили галереи, чтобы звук стал чистым, слышным отовсюду и удобным для любого исполнителя или оркестра. Поэтому для звучания рок-оперы «Юнона и Авось» лучшее место подыскать было бы сложно.

Труппа театра Алексея Рыбникова - почти сплошь люди молодые. Так что получить приглашение от г-на Кардена приехать во Францию было для них большой удачей. Но и отработали ребята замечательно. Четыре репетиционных дня в каменных стенах на жаре под 35 градусов - и триумф. Но вот парадокс - режиссер театра Александр Рыхлов пребывает в грустном расположении духа. Он считает, что в России без таких людей, как Пьер Карден, старый театр умирает. Всюду - «кухаркины дети», а великая четверка - Мандельштам, Пастернак, Цветаева и Бродский - никого за собой не оставила...

Драмтеатр оказался в тупике. Нет современного репертуара. Большинство новых режиссеров всеядны и «хватаются» за все, чтобы заработать. Нет «пастухов», которые готовы вести людей за собой, - считает г-н Рыхлов. А у великих стариков потенция уже не та.

Так что у традиционного российского театра жизни осталось - лет 15... Срочно нужно вводить в театральных залах звук «долби сэрраунд» - иначе молодежь в зал заманить будет сложно. Она привыкла к звуку кино в современных мультиплексах.

Впрочем, творческие натуры - всегда в поиске и чем-то недовольны. Молодые актеры более естественны. Даже в суперскоростном поезде Париж - Авиньон исполнитель роли графа Резанова - актер Игорь Кирилюк пошел по вагонам между рядами пассажиров. То есть не просто пошел, а отрабатывал дикцию: мороженое, пиво, котлеты, семечки... мороженое, пиво, котлеты, семечки...

Скоротечные гастроли театра закончились приемом в отреставрированном замке маркиза де Сада. Пьер Карден принимал гостей как всегда элегантно одетый - белая рубашка, белые брюки и черный пиджак. Призрак маркиза де Сада никого не беспокоил и не вводил в искушение. Искушал всех г-н Карден. Все знают, что он задумал еще нечто более грандиозное. Но никто не знает, что и когда. Так что интрига есть. Если не в театре, то в жизни - уж точно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram