Аргументы Недели → Культура № 26(164) от 02.07.2009

Взойти на костер мужества не хватит

, 20:25

-Вы «Золотого орла» получили сразу в двух номинациях: за фильм «Юрьев день» и за роль в сериале «Ликвидация». И вас тут же окрестили любимой актрисой Никиты Михалкова. Эта премия - его же детище.

- Вряд ли мне есть смысл комментировать все, что пишут в Интернете. Если мы когда-нибудь с Никитой Сергеевичем Михалковым будем работать вместе, то вы увидите результат этой работы. Что касается ценности этой или любой другой премии, то я считаю, что премии характеризуют прежде всего того, кто их вручает, а не награждаемого. Премия - это приятно, это здорово, я продолжаю работать над собой.

- Ксения, недавно вы сыграли Жанну д'Арк на французском языке в оратории-мистерии Арюра Онеггера «Жанна д'Арк на костре». Как чувствовали себя в одном ряду с Инной Чуриковой и Милой Йовович?

- Риск был, конечно, огромный, проект необычный. Но от таких ролей не отказываются. Когда мне позвонили: «Вы не хотите сыграть Жанну д'Арк?», я не успела даже ничего подумать, а уже отвечала: «Да, хочу!» Мы сделали акцент на концертном исполнении. О таком проникновении в материал, какой был у Милы Йовович или, скажем, у Ингрид Бергман, в данном случае говорить не приходится. Но мы вместе со зрителями наслаждались музыкой и словом. Пусть это и авантюризм...

- А вы вообще авантюрный человек?

- В меру, только в меру... Не буду врать, я с музыкой Арюра Оннегера раньше не была знакома. Но меня покорила история, она уникальная, потрясающая. Фигура Жанны загадочна до сих пор. Кто она была на самом деле: во Франции повсюду ее статуи и картины, но даже нет ее канонического образа. Там столько загадок, такой простор для фантазии. Перед премьерой я поехала в Париж и долго стояла перед статуей Жанны в надежде, что Господь мне поможет. И думала: о нет, во мне не будет столько мужества, чтобы взойти на костер, я буду цепляться за жизнь. В юной Жанне такая потрясающая сила духа, ее душа такая зрелая и мудрая, что нам всем остается только позавидовать.

- Вы свободно говорите по-французски?

- Учила в школе, с тех пор уже много лет не говорю, если не считать двух ролей во французских фильмах, что снимались в Петербурге. Но я считаю, что произведение всегда интереснее воспринимать в первоначальном виде. У языка тоже своя музыка и своя мелодика.

- А кого вы сыграли в итальянской комедии «Итальянцы»?

- Такую сумасбродную русскую девушку-переводчицу, которая подобно многим переводчикам переводит совсем не то, что ей говорят, а то, что заблагорассудится. Моим партнером стал замечательный комический актер Карло Вердоне. Но при монтаже что-то не сложилось, и моя героиня почти растаяла в картине.

- Вам легко даются съемки на Западе?

- Там все стабильно, основательно. Никаких форс-мажоров, срочных перекраиваний бюджета и смен сценариев. Даже в кризис актеры чувствуют себя защищенными от обстоятельств и спокойно занимаются своим делом.

- Где сейчас собираетесь сниматься?

- В России пока нигде, хотя предложений хватает и в это трудное время. Я, кстати, не считаю, что кризис - сугубо отрицательное явление. В творческом человеке открываются новые ресурсы, которые до того были не востребованны. Так что дело не столько в кризисе, сколько в том, что нет интересных идей, ролей, историй.

Этим летом снимусь в фильме Рики Тониаци. Роль очень интересная, сложная - история семьи, в которой аутичный ребенок. Я играю его мать. Мне часто предлагают роли, в которых присутствуют отношения матери и ребенка. От мамы Утки, которую я сыграла в театральном институте, так и двигаюсь в этом направлении. Объекты моей любви - дети. Они и в жизни меня окружают постоянно: дочь, моя племянница, их друзья. Получив сценарий фильма Рики Тониаци, я углубилась в Интернете в переписку матерей, чьи дети имеют такой же диагноз. Душераздирающие вещи! Мамы просто буднично обсуждают свои проблемы, пишут о том, какие лекарства дают, пишут про самые простые заботы... И такая бездонная и бесконечная боль - они как за стеной, у них столько проблем, в которые никто не вникает, никто не помогает, особенно в нашей стране. Конечно, возникает желание как-то помочь, вмешаться.

- Кстати, ваша четырнадцатилетняя дочь Даша похожа на вас характером? Какие у нее увлечения?

- Характеры у нас совершенно разные, но мы с ней большие друзья. А любит она кино. Пожалуй, это ее самое главное увлечение.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram