Здание Театра Наций сейчас на реставрации, которая затянется еще на полтора-два года. Но прославленный коллектив все равно радует зрителей интересными премьерами, экспериментами, находками. Миронов упорно движется к своей цели - созданию самой большой театральной площадки в России. А вот с кино актеру пришлось временно завязать.
- Недавно Юрий Яковлев заявил, что больше не будет сниматься в кино. А вы почему перестали сниматься?
- У меня пятнадцать спектаклей в месяц как у актера, на мне огромный театр. До съемок просто руки не доходят. Но, если все срастется, этим летом в Питере стартует один серьезный кинопроект, где мы можем сыграть вместе с Чулпан Хаматовой.
- С Чулпан у вас какие-то особенные отношения...
- Я бесконечно рад нашему творческому и душевному общению. Вокруг нее всегда замечательные люди, которые собираются для больших и хороших дел. Когда она пригласила меня выступить в концерте «Подари жизнь» в Доме музыки, я спросил: не забыла ли она, что уже на следующее утро мы должны сидеть в самолете и лететь в Вену на гастроли с «Рассказами Шукшина». Она улыбнулась и сказала, что концерт будет долгий, завершится как раз к тому моменту, когда надо будет ехать в аэропорт... Что ж, мы так и поступили.
- Кстати, о «Рассказах Шукшина». Вы ведь вместе с режиссером и другими актерами специально ездили на родину Василия Макаровича?
- Да, чтобы погрузиться в материал, мы на восемь дней всей творческой группой полетели на Алтай. В село Сростки, где живут и здравствуют земляки Шукшина, с кого, собственно, и писал он свои рассказы. Мы оказались первым театром, что приехал в Сростки. Приехали не на экскурсию: жили, репетировали, набирались впечатлений, душевно общались с местными жителями. В декабре этого года непременно вернемся туда, чтобы сыграть спектакль.
Знаете, я давно с таким желанием не бежал, не летел в театр, как на «Рассказы Шукшина». Нет у нас ни «оканий», никакой ненормативной лексики, одно время я даже хотел одеть актеров в костюмы от дорогих кутюрье, чтобы избежать традиционной в отношении Шукшина деревенщины. Я играю в спектакле сразу десять ролей, Чулпан - не меньше...
- В том числе она играет... корову!
- Да, и других животных, чем привела двух своих дочерей в дикий восторг. Для нас было очень важным, что в Москве на премьеру пришли родственники Шукшина - от мала до велика, и спектакль потряс всех до слез.
- Ваша «Театральная компания Евгения Миронова» выпустила довольно успешный спектакль «Figaro. События одного дня». Зачем вам в золотом для актера возрасте еще и государственный театр? Бюджетными деньгами соблазнились?
- «Фигаро» действительно оказался финансово для меня как для продюсера прибыльным проектом. А вот все остальное пока построено на чистом интересе! Пока мы в Театре Наций без дома, вынуждены арендовать репетиционные помещения и различные сцены. Но это не мешает нам бурно развиваться как театру на открытой площадке. У нас нет труппы, и не будет. Зато будет самая большая открытая театральная площадка в России. А что касается «бюджетных денег»... Денег государственных хватает только на оплату коммунальных услуг. К счастью, у театра есть друзья, и эти добрые люди нам здорово помогают.
Очень быстро, буквально за пять-десять лет, театрального зрителя испортили, и ждет он только одного - три попы голых, а в конце поклоны под танцы, и чтобы без проблем - разъехались и забыли. Катастрофа с театром! Мы хотим не просто собирать аншлаги, но и влиять на зрителя, который уже давно привык к попкорну.
- А кино продюсировать не собираетесь?
- Если все будет нормально, возможно, создам еще и такую мини-компанию, которая будет отвечать за один-два кинопроекта в год. Просто в какой-то момент появляются люди, которые приносят хорошие идеи, сценарии, истории. Раз их приносят именно мне, то возникает мысль попробовать довести до конца хорошее дело.
- Изменилось ли с течением времени ваше представление о профессии актера?
- Мое представление в юности было несколько романтическим. На самом же деле это тяжелая, но безумно интересная профессия.
...Настоящий полет случается редко - как в жизни, так и в театре. В жизни это происходит в момент влюбленности. А на сцене? Трудно объяснить... Я читал дневники многих великих артистов, мне самому было интересно разобраться, но никто не может определить, когда это состояние полета приходит и в какой момент исчезает навсегда. Но если такое состояние наступает, то сразу ощущаешь некую свободу, что дает возможность совершать неожиданные даже для себя самого поступки.
- Евгений, правда, что вы фиксировали на бумаге состояния Принца Датского, готовясь к роли Гамлета?
- Да, и таких записей было огромное количество. Я пытался определить эти изменения, зафиксировать для себя его эмоциональные состояния.
- А свои ежеминутные эмоции как-то фиксируете для потомства?
- Нет. Мне больше интересно копаться в психологии моих героев.