Из фильма выясняется, что кроме армий СССР и Германии на Восточном фронте с обеих сторон сражались маги и волшебники. Причем немецкая секретная оккультная служба вызвала с того света самого барона фон Вольфа, погибшего 700 лет назад во время Ледового побоища.
Но ГРУ не дремлет. На службе у него свои чародеи. Но главное - ясновидящая Надя, которая, правда, попадает в передрягу. История фильма построена на том, как из летнего лагеря пионеров-хиромантов, в который попадает вражеская бомба и убивает ее возлюбленного и товарищей, она добирается до Кремля к генералу Белову.
Преодолевая многочисленные препятствия, совершая чудеса ясновидения и уклоняясь от происков засланных казачков, она осваивает новую машину, изобретенную в 6-м управлении. И с ее помощью отправляется в загробное царство на стрелку с пионерами-героями.
Загробное царство выглядит уныло, надежд на «тот свет» фильм не оставляет. Зато есть стимул вернуться в этот - чего не сделаешь, если ты пионер-герой и сама Надя просит.
Договорившись с друзьями, Надя возвращается к генералу, тот дает ей ключ от шкафчика где-то на сотом этаже под Кремлем. Там Надя найдет свежий пионерский галстук и меч-кладенец. Останется только вычислить, на каком участке фронта появится Вольф. Но для Нади это плевое дело, вот только дружки с того света запаздывают...
Фильм может быть удачей в своем жанре, если не считать неуместных документальных вставок - «речевок» разных писателей, психиатров, историков и разведчиков, призванные подтвердить вероятность увиденного. Эта неуверенность в силе искусства и кажется мне слабостью. Ничем не подкрепляя увиденное, а лишь отвлекая от него, документальные персонажи, впрочем, не раздражали. Они что-то тихо журчат, прерывая водопад анимационного фэнтези, чтобы зритель мог перевести дух.
К мистике прикоснулся на этот раз и маститый Александр Прошкин. Он так и назвал свой фильм - «Чудо», положив в основу реальные события, произошедшие в Самаре в 1956 году. Девушка сняла со стены икону Николая Чудотворца и стала с ней танцевать, потому что больше было не с кем. Пришлось вмешаться потусторонним силам, чтобы проучить гордячку. Героиня застывает с иконой на много месяцев, порождая волну слухов. Но КГБ не дремлет и берет дом под тройное оцепление. Преодолеть его сможет только корреспондент столичной газеты (Константин Хабенский). Ваяя образ честного интеллигента, который не может писать, что чуда нет, когда он его видел, Хабенский вносит некоторый объем в рассказанную историю. Но о нем авторы (сценарий Юрия Арабова) быстро забывают, потому что в городишко прилетает сам Никита Хрущев (аварийная посадка во время грозы).
Ему доносят про стоящую девицу с иконой, и он отправляется на место. Дальше жанр фильма немножко меняется, и он все больше напоминает оперу. Есть сцена с народом, есть с городским начальством (Сергею Маковецкому, играющему уполномоченного по делам религий, Хрущев выбивает глаз), есть со священниками и девицей. И все арии хороши, особенно уполномоченного - если раньше он хоть на человека был похож, то теперь предстал оперным негодяем. При таких сатрапах верь - не верь, а надеяться не на что.
Своего героя режиссер Николай Досталь уже в названии фильма «Петя по дороге в Царствие Небесное» объявляет нежильцом. В прологе мы узнаем, что он, городской дурачок, вообразил себя инспектором по гражданскому автотранспорту. По отношению к нему проявляются все персонажи фильма. И вот все характеры нарисованы - врача поселка, жены начальника исправительно-трудовых лагерей, и самого полковника, и руководителя местной стройки, и главного милиционера, и рабочих ремонтных мастерских. Даже выпили и закусили вместе с горняками.
И все как-то я ждал, что начнется действие, ради которого меня познакомили с таким количеством персонажей. Но его все не было и не было. Не считать же действием два кадра, в первом из которых врачиха - жена лагерного начальника отводит в кладовую еврея-хирурга и предлагает ему приступить к действиям. А во втором кадре они уже лежат рядом, у хирурга расстегнут ворот на рубашке, а соблазнительница умиротворенно улыбается. У них все случилось!
Да, действия я так и не дождусь: развернутая завязка сразу перейдет в кульминацию (побег зэка) и развязку (изложенную в названии). А я так надеялся - ведь режиссер Николай Досталь славился умением рассказывать интересные истории.
Впрочем, фестиваль еще не закончен, впереди (из отечественных) «Палата № 6» Карена Шахназарова. Чем удивит на сей раз этот прославленный кинорежиссер? Буду держать вас в курсе.