- Юрий Васильевич, это правда, что сейчас вы почти все свободное время проводите в книжных магазинах?
- Да, хожу по книжным. Но только по тем, которые люблю. Есть совсем такие тайные магазинчики, о которых мало кто знает. Я давно собираю книги о Москве, истории моего родного города. Вообще сейчас выходит столько книг! Просто море интересной литературы, глаза разбегаются. Книги - это такой стимул, источник энергии и духовного здоровья!
- Почему вы нынче так мало снимаетесь в кино?
- Можно сказать, вообще не снимаюсь. Вот только была «Ирония судьбы. Продолжение», где снова встретились почти все актеры из первого фильма.
- И-зза чего случилась такая огромная пауза?
- Ни один сценарий мне не нравился. Да и не нравилось категорически то, что делалось в конце 90-х в нашем кино. В общем, я решил, что с кино надо завязывать.
- Вы как-то сказали, что нужно играть так, чтобы «скорая» всегда стояла у театрального подъезда...
- Меня немножко превратно поняли. Мой хороший приятель посмотрел спектакль и сказал: «Слушай, это же невозможно смотреть! У меня просто сердце заболело. Ты что, с ума сошел? Если бы все играли с такой отдачей! У тебя там случайно не стоит «скорая помощь» у подъезда?» Но это же профессия, работа. У меня давление поднимается выше 220 на сцене, а когда закрывается занавес, опускается до 120.
- Я знаю, в вашей жизни были случаи, когда вы находились на волоске от смерти. Расскажите хотя бы одну такую историю!
- В мае 1961 года, за полгода до рождения Алеши (сына от брака с актрисой Екатериной Райкиной, дочерью сатирика Аркадия Райкина. - А.Г.), мы с женой отправились на гастроли в Ленинград. После бессонной ночи я задремал за рулем, и машина съехала в кювет. Удар, потеря сознания... Очнулся, лежа в воде. Моя жена спала крепким сном и даже толком ничего не поняла. К счастью, она почти не пострадала. А у меня - сотрясение мозга и трещина в ключице. Санитары «скорой помощи» долго удивлялись моему чудесному спасению. Взглянув на искореженную машину, они сходу поинтересовались: «А где трупы?»
В это время я должен был сниматься в фильме «Девять дней одного года» у великого режиссера Михаила Ромма. На следующий день - звонок из Москвы, где какимто образом стало известно об аварии. Съемочная группа фильма «Девять дней одного года» волновалась, сколько мне понадобится времени, чтобы выздороветь. Врачи пошутили, узнав об этой ситуации: «Не менее девяти дней!» К сожалению, это оказалось чистой правдой - требовалось полторыдве недели на лечение. А еще через два дня последовал второй звонок из группы с извинениями, что сроки съемки картины строго согласованы с Госкино, средства выделены, ждать просто невозможно, и создатели фильма вынуждены взять другого артиста. Этим другим оказался Иннокентий Смоктуновский. Но я не впал в отчаяние. Думал о том, что, значит, так судьба распорядилась: отнять у меня возможность сняться у великого Михаила Ромма, подарив при этом возможность жить на этом свете и творить дальше.
- Говорят, у вашей любимой внучки Маши с вами большая любовь. Действительно, внуков любят как-то по-особенному?
- Ну, конечно. Я вообще ее считаю своей дочкой. И зову просто «доченька». Машенька, доченька моя. Так что у меня любовь почти отцовская.
- Юрий Васильевич, вы ведь еще и театральную династию Яковлевых создали...
- Мой сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, чьи спектакли идут в Москве и Петербурге. Мы давно хотим поработать вместе. А Алена, старшая дочь, работает в Театре Сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Может сниматься в четырех или пяти фильмах, сериалах сразу.
- Вы както сказали про себя, что у вас любвеобильное сердце...
- Есть такое.
- Что самое главное в любви?
- Главное, чтобы женщина была на первом месте. Всегда и всю жизнь.
- Вы знаете, что такое идеальная женщина?
- Очень трудный вопрос. Все разные и все посвоему прекрасные. Но, конечно, моя жена - особая. Все долгие годы, что мы живем вместе, она моя опора, мой жизненный стержень. Я по природе своей не отличаюсь борцовскими качествами, умением пробиваться в жизни, защищаться от несправедливого, а часто и подлого. А моя Ирина обладает сильным характером и умением в нужный момент защитить, оградить от всех проблем, что мне часто просто необходимо. Вот уже сорок лет, как я живу с моим строгим, но справедливым критиком, человеком неравнодушным буквально ко всему, что происходит в мире и стране, с людьми и животными, в искусстве и природе. И, честно говоря, не представляю, как бы я жил без нее!