Аргументы Недели → Культура № 23(161) от 11.06.2009

Сотворяя миры

, 17:35

С чем наши приехали на этот раз? Алексей Калима представил удачную работу - написал на стене фреску, которую видно только в ультрафиолетовом свете: ликующие трибуны футбольных болельщиков. Когда специальное освещение гаснет, а рев в динамиках замолкает, она исчезает. Не осталась незаметной политически спекулятивная, но эффектная «Ника» давно живущего в Париже Андрея Молодкина. Это высказывание про нефть и кровь, выполненное из этих самых нефти и крови, которые заполняют прозрачные фигуры богини победы. Были на выставке декоративные объекты Алексея Журавлева (прозрачные шарики с миниатюрными фотографиями внутри), Ирины Кориной (триумфальная колонна из цветастой клеенки) и Сергея Шеховцева (поролоновый мотоциклист на боковом фасаде павильона). Графическая серия ироничного Павла Пепперштейна изображала немыслимые памятники запредельного будущего. А сколоченная из гнилых досок (везли из Москвы, здесь таких нет) инсталляция Георгия Острецова представляла собой засиженную мухами мастерскую художника-манекена. Эти семь работ на этот раз решила представить на суд публики куратор русского павильона Ольга Свиблова.

Между тем в общую международную выставку, сделанную нынешним куратором биеннале Даниэлем Бирнбаумом, среди творений почти сотни участников были выбраны как раз холодные, самодостаточные, ни о чем не кричащие работы русских художников - почти классиков Игоря Макаревича и Елены Елагиной, молодой Анны Желудь и все того же Павла Пепперштейна. Они вписались в общую концепцию и в единое пространство естественно и спокойно, как и произведения китайцев, африканцев, пакистанца, немца, итальянца, старой бразильской и молодой шведской художниц.

Тема нынешней биеннале - «Сотворяя миры». И Бирнбаум построил свою выставку как череду сотворенных художниками миров, где много фантазии и мало идеологии. Где главное - формы, а не содержание. Где нет разделения участников ни по национальности, ни по возрасту, ни по направлениям. Потому что мир искусства един, безграничен. И единственный пропуск в него - творчество. И это было довольно неожиданно - последние биеннале предпочитали чистому искусству политику, идеологию, актуальность. Наверное, кризис заставил отвернуться от реальности.

«Золотого льва» получил американский павильон, где были выставлены музейного уровня работы Брюса Наумана. Он работает в разных техниках, но всегда исследует душевное устройство человека, а не социальную структуру мира. Науман стал знаменитым еще тогда, когда в нашей стране современного искусства официально не существовало. Нам с ним не тягаться. Да и зачем. Художники должны творить, а не соревноваться.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram