Отборщики на этот раз как-то особенно постарались, да и было из чего выбирать. Даже новый фильм Френсиса Форда Копполы «Тетро» (названный по имени главного героя) оказался включенным лишь в программу «Двухнедельник режиссеров», которая по престижности уступает конкурсу. Но мэтр американского кино подумал-подумал, да и согласился, не кочевряжился, как некоторые соотечественники. И мировая пресса отплатила ему взаимностью.
В этом фильме миру представлен новый Леонардо ди Каприо с трудной фамилией Элден Эхринраш, очень смазливый и свежий. По сюжету он приезжает в Лос-Анджелес к брательнику, с которым не виделся 10 лет. Брательник ведет себя странновато, но позже его поведение станет понятным - он, оказывается, не брат, а отец нашего красавчика. Соответственно, папа - известный дирижер (Клаус Мария Брандауэр) ему не папа, а дедушка. Герой, естественно, переживает, но побороться с Леонардо в широте разнообразных чувств, которые доступны суперзвезде, он не сможет - будет ограничен во времени. То, с чего фильмы обычно начинаются, здесь случается в финале. Так что вволю посочувствовать молодому симпатяге мы не успеваем, но взаимоотношения двух псевдобратьев с высоты открывшейся правды становятся более понятными. В каждом кадре чувствуются когти настоящего тигра. Два «Оскара» и две «Золотые пальмы» все-таки дают о себе знать.
Другой прославленный американец (родом из Тайваня) Энг Ли, увенчанный тоже двумя «Оскарами», двумя «Золотыми медведями» (МКФ в Берлине) и двумя «Золотыми львами» (МКФ в Венеции) и не имеющий еще ни одной пальмы (!), представил на конкурс безукоризненную по мастерству картину «Взятие Вудстока». Крошечный отель родителей героя фильма оказывается в центре знаменитого молодежного фестиваля 1969 года, изменившего лицо всей атлантической цивилизации. Но герой вначале не понимает, какого джина он выпускает из бутылки, пригласив активистов движения хиппи провести этот музыкальный фестиваль на своих полях. Режиссер Энг Ли из частных уморительных деталей - порой вполне фривольного характера - складывает мозаику произошедших событий, которая как бы восстанавливает реальность, а на самом деле создает свою. Причем все события мы видим глазами героя, а потому у нас возникает драгоценное чувство интимной причастности к событиям истории. Подобно юному герою, который в прямом и переносном смысле лишается девственности и находит собственную ориентацию, меняется и страна, ставшая лидером контркультуры 60-х.
Конечно, впереди еще такие мастодонты, как Тарантино, Альмадовар и Ханеке, но фильм Энга Ли - это очень крепкий орешек.
А что же страшный и ужасный Ларс фон Триер, который тоже награжден всеми мыслимыми и немыслимыми фестивальными призами и наградами? На этот раз он решил сбросить все маски и рассказать миру, в каком мраке он пребывает, и поделом. Причем выходки этого датского радикала давно уже вошли в историю. Ведь он не только снимает фильмы, но и сочиняет манифесты, организовывает движения и борется за чистоту рядов. Так, после грандиозного успеха фильма «Европа» (ставшего предтечей идеи Евросоюза), «Танцующих в темноте» и «Рассекая волны», Ларс придумывает учение, названное «Догмой», где вводятся основные критерии прогрессивного, то есть антиголливудского, кино. Это камера с плеча, никаких студий, естественный звук и т.д. Когда его фильм, снятый в этой эстетике, показывался в Каннах, Триер жил в автовагончике, считая буржуазным бесстыдством проживание в дорогих фестивальных отелях.
Сегодня Триер, привезший в Канны свой последний фильм «Антихрист», как миленький живет в самом дорогом отеле Лазурного берега «Дю Кап». И ничего против традиционных кинематографических средств не имеет. А ведь вскружил многим голову... Но теперь у него другая цель, для достижения которой эксперименты ни к чему. Цель - показать лицо зла, лицо сатаны.
Для этого он выбирает сюжет, в котором герои остаются наедине с природой после постигшего их горя - их маленький сын зачем-то выпрыгивает из окна. Но скоро обнаруживают, что природа не только не отвлекает их от произошедшего, но, наоборот, становится храмом сатаны, где дает о себе знать гнездящееся в человеке зло. И если мужчина (Уильям Дефо) противостоит ему, опираясь на Разум, то в женщине (Шарлотта Гейнсбург) оно расцветает с бесстыдством безумия. И если каменные джунгли еще как-то сдерживали героиню скрепами цивилизации, то после отъезда в удаленный домик в центре лесного массива свершится непоправимое. В мир явится очередной антихрист, и Ларс фон Триер делает нам художественное предостережение, показывая анатомию его воцарения.
Здесь можно было бы концептуально поспорить с художником, потому что отвратительное зло не является соблазнительным, а значит, название «Антихрист» довольно неточно. Впрочем, смелый его вызов обывательской морали брошен в очередной раз, и это может тронуть сердца членов жюри под председательством Изабель Юппер.
Итоги фестиваля мы подведем через неделю, а пока смотрите мою программу «Тихий дом» на Первом канале 24 мая, посвященную 62-му самому великолепному кинофестивалю в мире.