- Когда вы создавали фестиваль «Кремль музыкальный», главной задачей были поиск и продвижение талантливых людей, особенно молодых. Со временем она изменилась?
- Нет. Считаю, что изначально принято абсолютно правильное решение: никакого давления на исполнителя, никакого худсовета. Это моя личная антреприза. Может быть, звучит нескромно. Но, надеюсь, меня простят - поскольку я на сцене уже более 50 лет. И наверное, это дает мне право представить публике тех людей, тех артистов, которые мне кажутся интересными. Единственное, за чем я слежу, чтобы не было повторов в программе, перекрещивания сочинений. Если ктото, к примеру, предложит Шопеновскую программу и еще ктото предложит Шопена, то я с тысячью извинений попрошу программу изменить. Это, пожалуй, единственный прессинг.
- Духовная музыка на фестивале прозвучала впервые?
- У нас была старинная музыка: и барочная, и органная. Но русская духовная действительно звучала впервые.
- А можете назвать несколько наиболее впечатляющих имен прошлых фестивалей?
- Я, безусловно, назову французского гениального контртенора Филиппа Юровского. Назову совершенно изумительного джазового пианиста. Он румын по национальности, но сейчас живет в Финляндии. Его имя Марианн Питреску. Думаю, это настоящее явление. На последнем фестивале мы впервые представили замечательный оркестр «Эрмитаж» под руководством Алексея Уткина. Прекрасное впечатление произвел дирижер из Петербурга Александр Полищук. 10 лет назад выступал тогда еще совсем юный мой стипендиат Никита Мндоянц, а сейчас он - лауреат международных конкурсов. На «Кремле музыкальном» исполнил очень трудный 5‑частный концерт Бориса Чайковского, сложный и трагичный. Публика приняла его исключительно тепло. Выступил на фестивале и его отец - Александр Мндоянц. Он играл с трио «ТелльАвив» - это концертмейстеры израильского Камерного оркестра, которые в прошлом году отмечали здесь свое 60летие. На сей раз они сыграли замечательно «Дивертисмент» Моцарта и два фортепианных квартета Бетховена.
Почти на всех фестивалях «Кремля музыкального» мы выступаем фортепианным дуэтом с Сашей Гиндиным. Нашему дуэту уже скоро 10 лет.
- Вы каким-то образом следите за судьбами тех музыкантов, кого «открыли»?
- Не за всеми. Я не всесильный. Иногда нужен небольшой пинок, чтобы дать человеку правильный вектор. Кто-то очень ярко себя показал, но впоследствии не состоялся как большой исполнитель. Был, например, замечательный, очень яркий талантливый польский пианист Кшиштоф Бройя. Он играл на «Кремле музыкальном» сольный концерт. Но сейчас, по моей информации, почти не играет.
- Вы - профессор Московской консерватории. Что должно сделать государство или общество, чтобы туда поступали достойные люди?
- К сожалению, уровень эстетического образования наших власть имущих в основном замыкается в лучшем случае на Алле Пугачевой, а в худшем - на «Тату», Борисе Моисееве и т.п. Наша музыка - классическая, театр - классический. На словах все «за», а когда нужно отобрать театр и отдать какому-либо варьете, то находится тысяча способов, как это сделать. Сегодня любая музыкальная или художественная школа, которая живет в старинном особняке, является потенциальным объектом для отбора. Ведь самое легкое - направить спецназ против организации, которая не может представить в свою защиту ничего, кроме Моцарта и Баха.