Аргументы Недели → Культура № 19(156) от 14.05.2009

Жизнь в лесу

В Театре О. Табакова состоялась премьера по повести А.И. Куприна «Олеся»

, 16:50

В театре О. Табакова доверили постановку «Олеси» молодому режиссеру Олесе (!) Невмержицкой. В обращении к этому материалу возникает искушение поставить мелодраму про незаурядную женскую судьбу, когда вокруг мужики - сволочи, а заодно с ними агрессивные жители отдают на заклание невинную нимфу леса.

Однако этого искуса создатели спектакля в Театре Табакова (художник Максим Обрезков) счастливо избегают. В центре внимания постановки не столько судьба Олеси, сколько вглядывание в среду, не способную к терпимости. Жители Волынской деревни, скажи им, что они нелюди, будут возмущены. Надо поставить угощение - пожалуйста, надо пойти в храм помолиться, опять же всем миром идут. Только вот забивают до смерти Олесю (Анна Чиповская) за то, что босоногое дитя леса отважилось в храм зайти. А заходит туда Олеся не по зову веры, а приносит себя в жертву во имя любви к Ивану Тимофеевичу (Иван Шибанов), который решился жениться на дикарке и хотел бы по-людски обвенчаться в церкви.

Он хочет стать героем-спасителем, а на деле оказывается конформистом. Он вроде бы не настаивает, но и не принимает свободного от церкви, почти языческого существования Олеси и ее бабки Мануйлихи, которую играет мощно, глубоко актриса, приглашенная из Самары, Роза Хайруллина. Ее Мануйлиха знает наперед цену интеллигентному поклоннику. Она внутренне непримирима ко всему, что вне леса. По движению бровей, по остро и цепко брошенному взгляду читается ее биография: видала она всякое.  

В тот мир им с Олесей ходить не надо - там не только не принимают другого, но и убивают за то, что ты другой. По-людски - это всегда не по-человечески.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram