В 2009 г вместо обещанных 3 млрд. рублей государство выделит на кино 2,4 миллиарда. Вдобавок до осени прекращается финансирование новых кинопроектов: деньги дадут только на те картины, съемки которых уже начались.
На первый взгляд Министерство культуры режет киношников по живому. Государство оплачивает 40% кинопроизводственных расходов страны. При этом две трети бюджетных денег идут на художественные фильмы. Но на самом деле эффективность расходования средств вызывает огромные вопросы.
Официальная позиция Министерства культуры такова: средства дают, чтобы в кинопрокате СНГ наши фильмы на равных конкурировали с голливудскими.
Но, несмотря на миллиардные вливания из казны, российское кино год от года сдает позиции. «В 2005 году на отечественное кино приходилось 29% сборов в кинотеатрах. В последние годы - порядка 25%», - рассказывает ведущий аналитик компании «Невафильм-ресеч» Ксения Леонтьева.
При этом многие дорогие и успешные в прокате фильмы вовсе не получают денег из казны. Например, на частные средства пришлось снимать комедию «Ирония судьбы - 2». Картина собрала в прокате 49,9 млн. долларов и оказалась самой прибыльной в истории российского кино. Но только могущественные продюсеры Первого канала смогли собрать необходимые для съемок 5 млн. долларов.
Ни рубля из казны не получил и фильм Алексея Балабанова «Морфий». Но даже продюсерам фильмов, под которые удалось выбить государственное финансирование, приходится обходить бизнесменов с протянутой рукой.
Дело в том, что из государственного кармана можно получить не более 70% стоимости фильма. Кроме того, на одну картину дают не более 1 млн. долларов. Для масштабного кинопроекта это смешная сумма. Например, картина 2008 г. «Адмиралъ» стоила 20 млн. долларов. Фильм собрал в прокате 33,7 млн. долларов и стал вторым по размеру кассы в прошлом году. Но госсредств хватило только на 5% его бюджета.
Выходит, в создании кассового кино государство практически не участвует. Так на что расходуют казенные миллиарды?
«АН» удалось раскрыть страшную тайну. В основном бюджетные деньги уходят на кино... которое никто не видит. До кинотеатров доходит менее четверти снятых в России фильмов. Взять хотя бы цифры за прошлый год. В прокат вышли 85 отечественных картин, а всего наши режиссеры сделали 348 фильмов. Более 200 из них получили деньги из госбюджета.
Большая часть средств тратится на картины режиссеров-дебютантов. Кто спорит, поддержка молодых талантов нужна. Без нее, например, не снимала бы кино Валерия Гай Германика. В прошлом году ее дебютный фильм «Все умрут, а я останусь» получил спецприз на фестивале в Каннах. Но остальные 99% трат на молодых режиссеров не принесли ни прибыли в казну, ни особого престижа России.
Так что сокращение господдержки - затея, мягко говоря, здравая. Конечно, оно не пройдет безболезненно. По итогам года, выпуск фильмов сократится примерно на треть. Но посетителям кинотеатров не стоит этого бояться. На картинах, которые дойдут до проката, секвестр не скажется. «С начала года по июнь в прокат выходит 31 отечественный фильм. Это больше, чем в прошлом году», - делится информацией глава отдела по связям с общественностью компании «Муви-ресеч» Мария Андрианова.
Проблемы с массовым кино могут начаться лишь в следующем году. К тому времени сильно урежут бюджеты частные инвесторы. Но Министерство культуры обещает, что не допустит коллапса отечественной киноиндустрии. С 2010 г. чиновники полностью возобновят ее финансирование. Более того, увеличат дотации до 4,3 млрд. рублей в год. Для многих проектов это станет хорошим подспорьем. Правда, система расходования средств практически не изменится. А значит, большая часть денег по-прежнему будет уходить на невидимое кино.