-Светлана, чем удивите искушенного зрителя во время своего творческого вечера?
- На сцене Большого в этот день будет показана премьера одноактного балета «Захарова. Суперигра». Это что-то совершенно новое, использованы новая технология, новое оборудование. Музыка написана итальянским композитором, хореограф специально придумал тему, в балете будут шестеро мужчин солистов. Во втором отделении гала-концерт, с хореографией XX-XXI века.
- Как вам удалось очаровать самого Михаила Барышникова? Во многих интервью он очень тепло о вас отзывается!
- Недавно даже прислал мне теплые вещи! (Смеется.) Гетры и какие-то специальные аксессуары для репетиций. Все очень удобно, ношу с удовольствием.
В один из моих первых визитов во Францию Михаил Барышников круто повернул мою карьеру: попросил дирекцию Грандопера обратить внимание на меня. Его слово очень авторитетно. После этого мы долго не встречались. Но когда Большой театр был в НьюЙорке на гастролях, Барышников пришел на мой спектакль. Я танцевала «Дон Кихот». После этого он пригласил меня и моего педагога Людмилу Семеняку (в прошлом - звезду Большого театра. - А.Г.) на ужин, где мы очень мило, тепло общались. Он сделал несколько замечаний и пожеланий, потому что «Дон Кихот» был одним из самых ярких его спектаклей. Я очень внимательно слушала, стараясь запомнить все до мелочей. Счастлива, что познакомилась с ним. Невероятно харизматичная личность. Он говорил о литературе, художниках, вспоминал свое прошлое. Очень интересно!
- Интересно, а в балетном мире у вас много друзей?
- Нет, конечно. Мои друзья из других сфер. Или те, что остались со школьных времен. Одноклассницы по Вагановскому училищу стали молодыми мамами, недавно в Петербурге я с ними встречалась - такие довольные, счастливые. Уже с детишками, а мне вот до сих пор кажется, что я еще маленькая, что многого не умею и не знаю, все еще только постигаю. И все еще в ожидании каких-то открытий.
- Как выглядит рабочий день депутата Госдумы Светланы Захаровой?
- Когда я в Москве, то с утра спешу в свой кабинет в Госдуме. У меня есть помощники. Когда на гастролях, они держат меня в курсе дел. Работы хватает, много проблем, писем, просьб. Занимаемся, например, развитием сети Президентской библиотеки имени Ельцина и вообще проблемами региональных библиотек, концертных залов, театров. Мы ставим вопросы выделения грантов провинциальным театрам, оркестрам, учебным заведениям, повышения зарплаты работникам культуры, восстановления сети детских домов творчества. Сейчас, в канун весеннего призыва в армию, я сосредоточена на проблеме восстановления отсрочки представителям творческих профессий. По этому поводу встречаюсь с официальными лицами, звоню, пишу письма. Проблема острая, трудная, очень актуальная.
- Светлана, какой характер должен быть у балерины?
- Главное - дисциплина и строгость по отношению к себе.
- А должна быть в балерине злость?
- Только в том случае, если от нее, от этой злости, исходит положительное воздействие. Ведь злиться нужно прежде всего на себя саму, а не на коллег и обстоятельства.
- Я знаю, что на личные темы вы не очень любите распространяться. Но все же расскажите о семье, любите ли вы готовить, как одеваетесь в обычной жизни?
- Моя семья - это мама, брат, пудель Дени. Они самые близкие, а мама всегда была и остается еще и моей лучшей подругой, от которой нет тайн. Готовить меня не подпускают. Мама и брат это делают гораздо лучше. Кухня - это их территория. В обычной жизни мне совершенно не хочется выделяться, поэтому я ношу простые брюки и свитера.
- Вы придерживаетесь специальной диеты?
- При моем графике репетиций, спектаклей, гастролей не поправишься. Никакой диеты у меня нет. В отпуске себя ограничиваю, чтобы не потерять форму. Кстати, люблю отдыхать в горах.
- Где в мире самая фанатичная балетная публика?
- Наверное, в Японии. Там чрезвычайно бурно реагируют на классический балет. Когда в токийском Новом национальном театре состоялась премьера балета «Дама с камелиями» (Захарова блистает в партии Маргариты. - А.Г.), то я почувствовала себя этакой рокзвездой - столь бурными были эмоции зрителей! В Японии на служебном входе толпа всегда кричит: «Захаровасан!» Сотни людей просят автографы, слепят вспышками фотоаппаратов. Эмоции бьют через край. И хотя поклонники очень доброжелательны, без секьюрити не пройти.