Аргументы Недели → Культура № 11(149) от 19.03.2009

Искусство на поражение

, 17:19

Такой выставки Москва еще не видела, да и в мире мало мест, где возможна демонстрация современного искусства подобного масштаба. Тут случилось счастливое соединение огромного пространства автобусного гаража Константина Мельникова и коллекции Фонда Франсуа Пино, одной из крупнейших и лучших в мире. В этой коллекции есть работы, занимающие такую площадь, что их мало куда пристроишь. А в «Гараже» даже натуральный военный лагерь из десятка брезентовых палаток - антивоенное сочинение Пола Маккарти и Майкла Келли, сопровождающееся шокирующим видео из повседневной солдатской жизни  - оставляет место для пары не меньших, но мирных инсталляций и еще четырех десятков объектов. Выставка занимает 8500 кв. метров, и они освоены куратором Каролин Буржуа расчетливо и осмысленно.
Название выставки по-русски звучит довольно неуклюже - «Определенное состояние мира?». Но это буквальный перевод с французского и точное отражение идеи, связывающей экспонаты. Собраны работы художников со всего мира: американцев, французов, итальянцев, китайцев, иранки, японца, индийца - абсолютных звезд на арт-небосклоне, и тех, кто ими обязательно станет, потому что их вещи куплены Франсуа Пино. Все художники высказались по поводу войны и мира, потребления и развлечения, экзистенциальных страхов, социальных фобий и религиозного противостояния. То есть по всем острым вопросам современности и вечным проблемам бытия.
Но никто зрителя интеллектуально утомлять не собирается. Современное искусство умеет пугать и погружать во мрак, но предпочитает удивлять, развлекать и производить ошеломляющее впечатление. Так что огромные кичевые скульптуры сердца‑насмешника Джефа Кунса, издевательски забавные фигурки Маурицио Каттелана и Такаши Мураками, огромная инсталляция из барабанов Чена Женя - все это вполне искупает социальную критичность фотографий Синди Шерман и серьезность волшебно медленного видео Билла Виолы.   
Новую выставку в «Гараже» неразумно пропустить. Тем, кто думает, что ничего не понимает в современном искусстве, она докажет, что никаких специальных знаний для получения впечатления и не нужно. Кто в этом искусстве разбирается - обрадуется вещам знаменитым и новым, оценит, насколько умно и эффектно срежиссирован этот пространственный спектакль. Во всяком случае, выставка дает точное представление о нынешнем состояния современного искусства, некривом зеркале мира, в котором мы живем.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram