- Елена Васильевна, не могу не задать вопрос: коснулся ли вас нынешний кризис?
- Ничего хорошего от нынешнего глобального кризиса ждать не приходится. Многие проекты уже рухнули или свернуты. Вряд ли теперь можно всерьез говорить о полноценных гастролях в России таких больших трупп, как, скажем, «Ла Скала». Но это не значит, что надо впасть в уныние и вообще ничего не предпринимать. Наш новый проект «Елена Образцова представляет: «Мировые оперные театры в Константиновском» - как раз попытка что-то делать в этой ситуации и делать достойно. Все началось с того, что в культурный центр Елены Образцовой обратились представители Константиновского дворца. У наших партнеров есть дворец и замечательная публика, а у нас - контакты со всем музыкальным миром. Это будет серия музыкальных вечеров, где я представлю звезд театров «Ла Скала», «Гранд-Опера», «Ковент Гарден», «Метрополитен‑опера» и других.
- Что поддерживает, питает вас в самые трудные минуты жизни?
- Вера в Бога. Я верю с пяти лет, когда бабушка во время блокады привела меня в церковь. Мой голос и моя физическая форма - это его дар. То, что он дал мне, я отдаю людям. Блокадным ребенком я мечтала об одном - выжить. Я подпитываюсь от людей, от друзей, зрителей. Будущее я никогда не загадываю, случится лишь то, что предписано свыше. Не люблю гороскопы и предсказания. Вот мне нагадали, что снова выйду замуж, так эта информация просто мешает мне жить.
- У вас была очень тяжелая травма глаз, в течение нескольких лет вы практически ничего не видели. Как удалось победить наступающую слепоту?
- Это очень трагичная история. Однажды мне подарили японский велосипед. Нормальный человек выяснил бы, где у него тормоза. Я же села и помчалась с ветерком по полям, а когда выехала на дорогу, оказалось, что тормоза только на руле. От падения на левом глазу отслоилась сетчатка. Начались травматические катаракты, и я почти полностью ослепла.
Без малого пять лет провела «на ощупь». Мой муж Альгис (известный дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис, ныне покойный. - А.Г.) мне тогда очень помогал. В тот момент я переживала состояние страшной ущербности. Очень сложно было общаться с партнерами на сцене. Дирижеров не видела. Не могла учить новые партии - все сливалось. Писала огромными буквами. Когда буквы дошли до двух сантиметров, моя подруга в Испании сказала: «Не могу больше видеть твои мучения! Мы идем к офтальмологу». И повела меня к профессору Баракеру, самому великому на свете врачу-офтальмологу. Он сделал мне один глаз в понедельник, другой - в субботу, и уже через неделю я все видела.
Прекрасно помню день, когда мне сняли повязку. Я увидела солнце, птиц, пятнышки на перышках... это было такое счастье!
- Как выживать в трудной ситуации, как бороться с депрессиями, бедами, страхами? Каков ваш личный рецепт?
- Нужно верить в красоту природы и уметь ее замечать. Когда мне очень тяжело, иду в лес, долго по нему брожу, пока не пойму - со мной все в порядке. Если иду в лес по грибы, то хорошее настроение мне обеспечено. Люблю рыбалку. Однажды удалось поймать леща весом пять килограммов. И это не рыбацкая сказка, у меня есть фото той золотой рыбки. Такие простые радости жизни, но такие великие! Обожаю, когда мне случается быть на даче, рано утром, часов в шестьсемь, взять чашечку кофе и выйти в сад, полюбоваться восходом солнца, услышать, как просыпаются птицы. Это самые божественные минуты моей жизни. Обожаю прямо из парилки выскочить во двор и упасть в сугроб, да еще покататься в снегу. Однажды я свою подругу Маквалу Касрашвили (она солистка оперы Большого театра и при этом нежный южный цветок) вытащила из сауны и посадила в снег. Боже, что с ней творилось! Думала, она меня просто убьет! Зато сейчас Маквала эту процедуру очень любит и нисколько не боится простудиться.
- В последние несколько лет вы не перестаете удивлять своей блестящей физической формой. Вы так похудели!
- Рассматривая свои фотографии прошлых времен, всегда говорю: «А это - фотография, когда я была старая!» Перед тем как сыграть в спектакле «Антонио фон Эльба», я похудела почти на 30 кг. Мне просто стало жалко моего юного партнера Диму Бозина. По ходу спектакля ему приходится носить меня на руках. Села на белковую диету, раздельное питание, и результаты не заставили себя ждать.