Большие кинофестивали (Берлин, Канн, Венеция) заслужили право писать историю искусства кино. Потому понятен ревнивый подход всех кинематографических стран к отбору их фильмов в конкурсные программы. Это с «Оскаром» или даже с номинацией на «Оскара» можно открывать дверь ногой - не бегать за сценариями, сценарии сами тебя найдут. Не искать инвесторов - инвесторов приведут проворные продюсеры. А на нашем «Орле» в обнимку с «Никой» далеко не улетишь. Вот и остается надежда попасть в конкурс большого фестиваля.
Последние годы, пожалуй, только творчество режиссера Александра Сокурова делили между собой фестиваля класса «А». Даже замечательный фильм Алексея Балабанова «Морфий» оказался за бортом берлинского флагмана, взявшего курс к более теплым континентам.
Фестивали любят открывать новые страны, новые культуры. В начале 90-х они открыли для себя социалистический и императорский Китай, и всеобщим любимцем был режиссер Чен Кайге. Потом стали сходить с ума по Ирану. Потом бывшие соцстраны и их более или менее профессиональная кинопродукция «с человеческим лицом» тоже были обласканы. Но сегодня наступило время других землян. Во всяком случае, Берлинский МКФ - 2009 взял курс в сторону Латинской Америки. Высокое жюри под председательством Тильды Свинтон присудило два главных приза латиноамериканским режиссерам. Гран-при достался аргентинцу Адриану Биньязу за фильм «Гигант». В нем рассказывается трогательная история о том, как 200-килограммовый охранник супермаркета влюбляется в уборщицу и в союзники своего чувства выбирает камеры слежения. А «Золотой Медведь» отправился в страну Перу, режиссер из которой Клаудиа Льоса сняла фильм «Молоко прощения». Фильм о непростой истории страны сложен в нужной пропорции из борьбы за права человека, экзотики и мистики.
Латиноамериканский крен фестиваля не стал ни для кого сюрпризом, равно как и отсутствие русских в конкурсе. Зато в других программах то здесь, то там слышна была русская речь. В фильме режиссера Павла Бардина «Россия-88», включенного в программу «Панорама», нам рассказывают о группе неонацистов, которых политиканы хотят использовать в своих целях. Но их главарь, парень убежденный, на компромиссы не идет и за чистоту крови готов на все. Естественно, именно его сестра начинает встречаться с молодым кавказцем, что делает драматургию фильма более занимательной, ведущей к роковой развязке. В повествование включаются и подборки провокационных блиц-опросов на улицах Москвы на тему «Россия - для русских?». Не все вспоминают, что исторически на территории России живет много национальностей.
Но бесконечно убогая жизнь героев фильма «Россия-88» кажется просто историей из Вальтера Скотта на фоне сюжета фильма «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, включенного в программу «Форум». Его предыдущий фильм «Одиночное плавание» уже привлек Венецию, где концентрация уныния, разлитого по широким русским просторам, шокировала даже прожженных фестивальных активистов. На сей раз история еще депрессивнее. Вместе с белорусским гастарбайтером, которого грабят в каком-то спальном районе Москвы, мы оказываемся в квартире бывшего инженера на пенсии. Его жизнь как свою роль понял изумительный актер Сергей Дрейден. Она проходит в каком-то загробном царстве. Да, есть любящая дочь, готовая ухаживать за папочкой (Анна Михалкова), но смысла в жизни никакого нет. И белорус оказывается нужен инженеру в качестве немого свидетеля его прощания с этим миром. Правда, черный хлебниковский юмор и на этот раз не покинет автора - белорус просто проспит кульминационную сцену расправы участкового над инженером. И сбежит от героини Михалковой, хотя, понятное дело, вместе им было бы хорошо...
Возможно, нежелание отборщиков включить в конкурс фильм Балабанова «Морфий» где-то политически правильно. Иначе мы имели бы образ суицидной России во всех трех главных программах Берлинале-2009. А это может окончательно отпугнуть зарубежных инвесторов!