В Берлине Тильда Свинтон стала председателем жюри, ее розовое платье на открытии фестиваля чуть не отвлекло внимание от его главных героев - режиссера Тома Тыквера (известного своим «Парфюмером») и голливудской звезды Клайва Оуэна. Они представили фильм-манифест кинофестиваля - «Интернационал». Здесь важно, конечно, то, что Том Тыквер - немецкий режиссер, в которого поверили голливудские деньги, а потому разрешили использовать неограниченные бюджеты. Например, для сцены перестрелки хороших и плохих парней использовать музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. В какой-то момент действие переходит в «перфоманс» с летящими в разные стороны деталями из экспонатов музея.
Фильм с названием «Интернационал» для старшего поколения станет окончательным приговором любой идее достижения справедливости в нашем мире. Ведь коммунистический «Интернационал» еще нес в себе надежды на светлое будущее. Новое послание Тома Тыквера гласит - люди, ни на что не надейтесь, вся ваша маленькая жизнь в руках «мировой закулисы»! Имя ей - банковские синдикаты, которые, проникнув и в ЦРУ, и в мафию, держат под контролем правительства и оппозицию самых разных стран. Они создают искусственные конфликты, чтобы завернуть целые народы в яркую фольгу невозвратных долгов. Конечно, история была написана до того, как ледяное дыхание кризиса обыватель стал ощущать здесь и там. Тем живее эта сатира выглядит сегодня!
Известный английский режиссер Салли Поттер прославилась в свое время фильмом «Орландо» (с нынешней председательницей жюри Тильдой Свинтон в главной роли). Нынче от изобразительной роскоши богатых исторических фильмов остались одни воспоминания. Картина, где практически бесплатно снялись ведущие артисты разных стран, называется красноречиво: «Ярость». Фильм посвящен известным и неизвестным персонажам Нью-Йоркской недели высокой моды и убийству. Снят как бы на камеру мобильного телефона. Режиссер пошла до конца в своей ненависти к миру вокруг себя, где экономика стала враждебна искусству. В фильме есть блестящие, просто бенефисные работы, - такую «супермодель», как изображает Джуд Лоу, не увидит ни один подиум мира - слишком шикарно.
Франсуа Озон пошел по другому пути. Его фильм, конечно, тоже малобюджетный, но ярости по этому поводу у него нет никакой. Фильм «Рикки» предлагает совсем другой антикризисный рецепт. У бедной француженки от испанца-рабочего рождается сын с лицом ангела, которого не найдешь даже на самой сладкой рождественской картинке. Довольно скоро обнаружится, что у него начинают расти крылышки. За физиологическим процессом роста крылышек Озон следит с особой тщательностью, но вот ребенок уже летает, веселя соседей и народ. Легкое издевательство над жанром рождественской сказки разлито здесь и там. Главная идея - сказки осуществимы, причем именно у самых бедных, так что не стоит отчаиваться.
Вот, не желая даже три дня выдержать траур, зажиточная вдова из фильма «Частные жизни Пиппы Ли» тут же отправляется в путешествие с новым возлюбленным ангелом Киану Ривзом, работающим продавцом в бакалейном киоске. Загадочные все-таки иногда бывают мысли у режиссеров - что, этому союзу кто-то в зале будет сочувствовать? Режиссер Ребекка Миллер бездарна настолько, что у нее даже звезды играют плохо. А Киану Ривзу и вовсе играть нечего. Впрочем, у Киану и без всякого кризиса рыльце в пушку. Не он ли мелькнул в 2005 году на Берлинале в эпизодической роли в фильм «Сосалка», который привезла как свою продюсерскую работу нынешняя председательница жюри Тильда Свинтон? Впрочем, решения вверенного ей жюри я прокомментирую в эту субботу в программе «Тихий дом» на Первом канале в 24.20.