Аргументы Недели → Культура № 4(142) от 29.01.2009

Катюша – чудесное оружие русского балета

1 февраля у Екатерины Максимовой – юбилей!

, 17:33

Когда говорят «Катя и Володя» - всем сразу понятно, о ком идет речь. Более известной балетной пары в Советском Союзе просто не было. При этом не все знают, что один из ведущих русских философов и теоретиков искусства начала XX века Густав Шпет приходится балерине родным дедушкой. Правда, его Екатерина Максимова никогда не видела. За два года до ее рождения, в 1937-м, он был объявлен врагом народа и расстрелян.

В 1958 г. Катя и Володя одновременно закончили Московское хореографическое училище и с тех пор, образовав в Большом «золотой дуэт», вошли в легенду. На них ставил Юрий Григорович. Маша в «Щелкунчике» - одна из лучших партий, созданных им на балерину. А о «Дон Кихоте» в исполнении знаменитых танцовщиков вспоминают и сегодня. Здесь они впервые опробовали все те «пиротехнические» трюки, которые и сегодня, подражая им, вставляют в свои вариации современные исполнители. Успех танцовщиков был настолько бесспорным, что их ни разу не посмела ошикать всесильная клака. Даже Морис Бежар дарил им свои балеты. А зрители задыхались от восторга, когда видели знаменитую бежаровскую «Ромео и Юлию» в их исполнении.

После ухода с большой сцены ее работа не прекратилась. Сейчас Екатерина Максимова - педагог в Большом театре и Кремлевском балете. Готовит партии со своими ученицами, среди которых примы и солистки Большого Галина Степаненко, Анна Никулина, Марианна Рыжкина. В Кремлевском балете она занимается с Натальей Балахничевой и Жанной Богородицкой.
«С Володей Васильевым вместе уже лет шестьдесят, ведь они знакомы еще с училища, - рассказал нам близкий друг этой семьи артист Федор Чеханков. - Счастье, что они встретились. Когда они выступали, то играли как глубочайшие, великие драматические артисты. А поженились Катя и Володя после съемок рекламного советско-французского фильма. Это была такая пропаганда Советского Союза с участием Кати и Володи. После они поехали в свадебное путешествие в Париж».

«Когда в 1961 году вышел на экраны фильм «СССР - с открытым сердцем», - рассказывал о начале своей жизни с Максимовой Владимир Васильев, - премьера его должна была состояться не в Москве, а в Париже на Елисейских Полях. Главными героями стали молодые танцовщики балета Большого театра. И вот на их взаимоотношениях, на их увлеченности сначала, а потом и на их любви строился этот фильм. Это была чистейшей воды реклама замечательной, оптимистичной, не омраченной никакими обстоятельствами жизни в СССР. Закончились эти съемки тем, что мы в итоге расписались в ЗАГСе за два дня до отъезда на премьеру фильма в Париж».
«Денег нам за это не платили, - вспоминала Екатерина Максимова. - Сначала я, приехав в Париж, расстроилась. Потому что, посмотрев на витрины, много чего захотелось. А потом поняла: «Господи, какое счастье, что у меня не было денег, потому что я обязательно в магазины бы побежала. Мы были там пять дней. Много посмотрели, много погуляли!»
С тех самых пор они вместе.

«Аргументы неделi» поздравляют

Екатерину Максимову с днем рождения и с грустью вспоминают о чудесных телефильмах-балетах режиссера А. Белинского, где снимались «Катя и Володя»: «Анюта», «Галатея» и др. Когда-то их с удовольствием смотрела огромная аудитория.
Эти телефильмы можно было бы показать к юбилею - но нет, такого расхода экранного времени ни на одном канале не запланировано. И грустнее всего, что без всякого злого умысла - наверное, просто по незнанию...

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram