Пока люди воспринимают кризис как личную трагедию (допустим, человек попал под сокращение), - говорит директор института Борис Кагарлицкий. - Но уже через год кризис начнет восприниматься и как трагедия всей страны. Публике захочется совсем иных продуктов культуры, нежели сейчас. Я уверен, что культурная сфера (например, сфера рокмузыки) разобьется на множество субкультур. Правда, результаты этого перелома мы увидим не раньше чем в 2010х годах, когда настанет кульминация кризиса.
Специалисты института утверждают, что именно так было в периоды всех других экономических потрясений. Скажем, когда мировая экономика переживала системный кризис 1968-1973 годов, в музыке стал мощно развиваться гитарный рок, в те же годы появился и панкрок - совершенно новое течение в искусстве. Резкие изменения произошли и в кино: на смену музыкальным комедиям пришли фильмы, в которых главным героем стал человек из толпы. Фильмы в своем большинстве освещали противоречия современного общества, заостряли внимание на социальных проблемах. Кстати, это видно по советскому кинематографу. Если сравнить, например, музыкальные комедии предшествующей эпохи («Карнавальная ночь», «Весна», «Весна на Заречной улице») с картинами последующей поры («Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих»).
Музыка низов
- По масштабам нынешний кризис сильнее и глубже предыдущих, - продолжает Борис Кагарлицкий, - соответственно, и перемены в области культуры будут более глобальными. В первую очередь придется потесниться попсе, которая очень любит приукрашивать действительность. Веселые, наивные песни, возможно, никуда не денутся, но на них не будет спроса, потому что более популярным станет творчество андеграундных исполнителей. Благодаря этому разовьется российское рэпдвижение, которое со временем может стать массовым. Речь идет не о новоиспеченных рэперах, а о музыкантах, которые действительно вышли из низов и протестуют против социальной несправедливости. Поппевцам также придется соответствовать духу времени.
Одним из первых на новые веяния отреагировал певец Сергей Шнуров, лидер группы «Ленинград». Артист признает, что его новый проект «Рубль» возник именно в связи с предчувствием кризиса. Песни новой группы будут еще жестче того, что исполнял «Ленинград».
Новый киноязык
Российским деятелям кино придется отказаться от дорогостоящих проектов. Уже сейчас большинство наших кинокомпаний заморозило полнометражные картины. В дальнейшем кино станет преимущественно малобюджетным. На первый план выйдет интеллект человека, а не его физическая сила. Тем более что на спецэффекты просто не хватит денег. Уйдет и эстетика рекламного ролика.
Пока неизвестно, будут ли режиссеры нового времени использовать советские типы киноязыка, переймут чтото из неореализма или изобретут нечто новое. Но в любом случае эксперты уверены, что это оздоровит современную киноиндустрию. С ними согласен и актер Евгений Стеблов:
- Я думаю, что в культуре и в кино в частности стихнет волна шоумании, - говорит актер. - Сейчас каждый фильм превращается в шоу. Причем режиссерам не важно, какую задачу выполняет их творчество. Главное - собрать мешок денег и развлечь аудиторию любым способом.
Роман - кредитная история
Писатели также окажутся в поисках новых жанров и героев. Не исключено, что появятся романы в жанре кредитных историй. С другой стороны, повысится интерес к классической литературе, поскольку голодному человеку легче отделить фальшивое от истинного. По словам Кагарлицкого, читатель устал от постмодернистских текстов, ему хочется чегото более традиционного, но соответствующего духу времени.
При этом эксперты напоминают, что в результате кризисов 1978 и 1982 годов в литературе появился киберпанк и развилось новое направление - фэнтези. Чтото подобное произойдет в литературе в ближайшее время. Главное, что объединяет грядущие перемены в искусстве, - оно станет более индивидуальным и менее коммерческим. И нашему интеллекту это пойдет только на пользу.