Однако главной сенсацией вечера стало появление на сцене совсем другой фигуры. Экс-звезда Большого театра Нина Ананиашвили, не танцевавшая в Москве уже несколько лет, прибыла на проводы худрука прямо из Тбилиси. Особенно удивительно было ожидать ее появления в момент обострения российскогрузинских отношений. Ведь Ананиашвили - кума Михаила Саакашвили и жена министра иностранных дел Грузии Григория Вашадзе.
Не приехать она не могла. Помимо того что балерина рассматривает свой визит как «миссию доброй воли», Нина Ананиашвили является тем человеком, который и привел Алексея Ратманского в Большой театр. Отрывки из балетов «Сны о Японии» и «Леа», которые балерина заказала в свое время еще не слишком известному балетмейстеру, были показаны в первом отделении. И еврейскую невесту, в которую вселился дух ее возлюбленного, из балета «Леа», жена министра воспроизвела собственной персоной.
В дуэте из балета «Золушка», поставленного Ратманским уже в Мариинском театре, показалась другая знаменитая гостья вечера, Диана Вишнева. Именно ее Ратманский хотел видеть в свое правление приглашенной солисткой Большого театра, что вызвало открытый бунт подопечных примабалерин. Из других проектов, которые Ратманский, видимо, ставит себе в заслугу, энтузиазм публики вызвала «Магриттомания» Юрия Посохова, «Классконцерт» Асафа Мессерера и «Карменсюита» Альберто Алонсо с блистательным Виталием Биктимировым в партии Тореро. Ну а знаменитый балет американки Т. Тарп «В комнате наверху» был выполнен артистами труппы с такими драйвом и воодушевлением, которые сейчас редко встретишь на балетной сцене.
За время своего правления Ратманский, как известно, редко находивший общий язык с норовистыми примами и премьерами театра, делал ставку на молодежь. Его «молодежная сборная» была представлена на концерте артистами, которых он постарался выдвинуть на первые позиции. Денис Савин, Павел Дмитриченко, Алексей Корягин, Владислав Лантратов, Нелли Кобахидзе и другие отчитались за последние премьеры, предложенные Ратманским Большому: балет «Пламя Парижа» и перенесенные к нам из НьюЙорка «Русские сезоны».
Любимый балет Сталина Ратманский презентовал еще летом, а «Русские сезоны» были показаны совсем недавно. Главное же свое открытие - Ивана Васильева и Наталью Осипову - бывший худрук, повидимому, вслед за собой попытается переправить в Америку. Контракт с Осиповой в качестве приглашенной звезды Американский балетный театр уже подписал. Васильев пока раздумывает над предложением. На прыжки, что выделывает пиротехничная парочка, публика валит поглазеть, как на чудо света.
Собственно и в этот раз их появление в «Пламени Парижа» стало главным аттракционом вечера. Конечно, не обошлось и без основного шлягера Ратманского - балета «Светлый ручей» (успех которого и привел пять лет назад приглашенного хореографа в начальственные апартаменты), а также откровенной его неудачи - балета «Болт». В обоих оказались заняты начальники. В первом балете в тюниковой пачке порхал «сильфидой» нынешний худрук Музыкального театра им. Станиславского и НемировичаДанченко Сергей Филин. Во втором в ластах и маске в качестве диверсанта прыгал по сцене с миной в руках заведующий балетной труппой Большого театра Геннадий Янин.
Примабалерина Светлана Захарова, обремененная как депутат Госдумы не меньшими заботами, тоже нашла время и выступила на прощальном гала целых два раза. Изысканно оттанцевав в начале второго отделения «Средний дуэт», одно из лучших сочинений Ратманского, она же закрывала вечер картиной «Оживленный сад» из балета «Корсар», которую заново реконструировал преемник и одноклассник Ратманского Юрий Бурлака.
Пожелав Бурлаке, своему преемнику, удачи (он приступил к выполнению обязанностей худрука сразу после Нового года), Ратманский на поклоны не вышел. Вместо него в марше, с корзинами цветов в руках, прошествовали дородные капельдинерши. Уморительный номер, который Ратманский уже использовал в качестве подарка еще на юбилее Майи Плисецкой, пригодился ему и сейчас. После спектакля за бокалом шампанского, в присутствии всей труппы и сразу двух министров культуры (бывшего - Михаила Швыдкого и действующего - Александра Авдеева) гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов со слезами на глазах и едва уловимым сарказмом на устах напутствовал Ратманского на прощание: «Тихими, скучными американскими вечерами, помните, что мы вас ждем. Наши двери для вас всегда открыты».