Аргументы Недели → Культура № 51(137) от 18.12.2008

Безумие в Малом театре

, 18:27

Вдумчивая постановка Пиранделло добросовестными мастерами (режиссер В. Бейлис, художник Э. Кочергин) привела зрительный зал в состояние напряженного размышления. Пьеса у Пиранделло непростая, заверченная, парадоксальная. Один итальянский аристократ, странноватый молодой человек, когда-то упал с лошади во время костюмированной исторической кавалькады и повредился в уме. Он вообразил себя германским императором Генрихом IV, тем самым, что поссорился с папой Григорием в своем ХI веке и стоял на коленях в Каноссе. С тех пор несчастный не желает выходить из образа, и родные нанимают ему слуг, чтоб те разыгрывали необходимый исторический маскарад. Но однажды реальные персонажи юности, и в их числе женщина, в которую когда-то был влюблен наш «Генрих», решают навестить больного...

Большой пласт западной драматургии наш театр в свое время пропустил изза идеологических запретов, а теперь пробует найти к нему подходы, приучить публику к пониманию, что не такто просто. Русская публика часто не врубается в игру европейского ума.

Пьеса Пиранделло разыгрывается актерами довольно простодушно, что возможно для этого материала, но все-таки требует еще и какогото точного стиля. Интеллектуальная, философская пьеса не слишком широко открывается бытовыми ключами. Однако торжественная, пафосная эмоциональность, свойственная труппе Малого театра, на свой лад приближает эту историю к зрителю. Особенно благодаря игре н.а. России В. Езепова (Генриха).

Езепов играет человека, выбравшего жизнь в замершем, остановившемся времени уже сыгранной истории. Потому что в реальности ему неуютно, страшно, противно жить. Он нисколько не безумен, этот величавый, благородный, корпулентный пожилой господин - он просто не желает жить в своем времени.

Эта идея оказалась довольно близка нашей публике.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram