Аргументы Недели → Культура № 49(135) от 04.12.2008

Загадка большого балета

, 18:59

 

-«Большое классическое па из балета «Пахита» в постановке Юрия Бурлаки - откровенная неудача. Это было томительно и скучно. Вообще-то знаменитое «Па» из «Пахиты» танцевали Кшесинская, Анна Павлова, Карсавина, не было ни одной блистательной балерины, которая не танцевала бы «Пахиту». Это быстрый, блестящий, динамичный, как шампанское, балет, где вариации длятся три-четыре минуты и балерины демонстрируют свой класс. Здесь я сидел и думал: когда ж это кончится?

В том спектакле, что я видел, технически безупречно танцевала Надежда Грачева, она резво вертела усложненные фуэте и резко выделялась из всех остальных, кроме, может быть, очень талантливой Екатерины Крысановой. Остальные были крайне неинтересны, беспредельно скучны. В чем дело? Я думаю, причина заключается как раз в том, чем гордится Юрий Бурлака. Считается, что в нынешней «Пахите» восстановлена партитура Мариуса Петипа. Она чудесным образом воскресла по хореографической нотации, которая хранится в Гарвардском университете. Эта «Пахита», значит, аутентична той, которая была в 1881 году. Поиски этой сомнительной аутентичности преподносятся как огромная заслуга, а это на самом деле регрессивная идея. В XXI веке надо вперед идти, а не пятиться назад. Изменился ритм жизни, ее динамика и энергетика; и люди с трудом воспринимают замедленный скучный балет, при том, что Бурлака еще и выбрал самые длинные вариации!

На фоне этого балета очень сильно прозвучали «Русские сезоны», которые поставил любимец московской критики Алексей Ратманский. Я никогда не был его почитателем, но в первый раз за все годы, что Ратманский возглавляет Большой балет, смотрел его работу с огромным удовольствием. «Русские сезоны» поставлены на совершенно замечательную тонкую, стильную музыку Леонида Десятникова, и поставлены с острым ощущением тонкости и стиля этой музыки. Это типичный западный балет. Кстати, в России почти не было традиции постановок таких абстрактных балетов, где много великолепных движений, красоты линий и никакого сюжетного смысла. Тут он и не нужен. Ослепительно танцевала Светлана Захарова, прекрасен Павел Дмитриченко, вообще было крайне интересно смотреть на молодых ребят, которые верно уловили стиль этого ультрасовременного балета. И все бы было первоклассно, но в финале оказалась «Симфония до мажор» - классика ХХ века Джорджа Баланчина. И предыдущее впечатление померкло. Такое пиршество танца, такая красота! Баланчин поставил это в 1947 году, а ощущение - аромата современности. Я и думать забыл про «Пахиту». Совершенно верно поступил Ратманский, поставив «Симфонию до мажор» в конце. Повторяю, «Русские сезоны» - лучшее, что поставил молодой балетмейстер. Но в сравнении с Баланчиным видишь, насколько упала современная хореографическая мысль!

Ратманский - талантливый человек и мастер одноактных балетов, но Баланчин его затмил полностью. И невольно думаешь - Ратманский покидает Большой, с 1 января руководство принимает Юрий Бурлака, и что ждет Большой балет? Ратманский все-таки мастер, Бурлака - начинающий молодой человек, недавно из кордебалета (он танцевал в коллективе у Гордеева). «Па» из «Пахиты» - его первая самостоятельная работа. Мне трудно счесть это удачным началом.

По своим уверениям, восстанавливая «букву» Петипа, Бурлака начисто потерял его дух, потому что Петипа никогда не был скучным. Живой, ритмичный балет превратился в какое-то умирающее, замедленное царство. Обязательно нужны новые и при этом творческие редакции старых балетов, так всегда и было! Я надеюсь, начинающий хореограф что-то поставит самостоятельно, избавившись от ошибочной страсти к аутентичности, которая невозможна в балете. Пока он выходит кланяться, изысканный, стильный, загадочный. И почему именно ему предстоит сейчас возглавить Большой балет - это для меня таинственная история, которую бессмысленно разгадывать. Потому что жизнь Большого театра за последние 20 лет полна таинственных историй...

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram