Один перечень выдающихся выпускников консерватории, в котором первым стоит имя Петра Ильича Чайковского, а позже и Дмитрия Шостаковича, говорит о высочайшем уровне этого старинного вуза России. Однако нас интересует совсем не художественная жизнь консерватории.
XXI век еще только начался, а консерватория приобрела и потеряла трех ректоров. Сначала публично был скомпрометирован ректор консерватории (с 1979 г.), крупный музыкант Владислав Чернушенко. В его окружении нашлись люди, которые подхватывали любую сплетню, чтобы опорочить консерваторию в целом.
Приход на пост ректора одаренного виолончелиста и дирижера Сергея Ролдугина также был омрачен провокациями. И там, и здесь не обошлось без интриг, инспирированных проректором Г. Жяльвисом. Человек кипучей активности и жесткой энергетики, он тратит все это на плетение хитроумных интриг. В течение двух последних лет проректоры Н. Мартынов и Г. Жяльвис «съели» и нового ректора консерватории - талантливого музыканта Александра Чайковского.
В пору его правления было немало хорошего: творческие контакты А. Чайковского приводили в наш вуз и Мстислава Ростроповича, и Пола Маккартни, и Мариса Янсонса. Был практически отремонтирован молчавший много лет орган, куплены новые инструменты, в Малом зале консерватории проходили масштабные концерты... Возникло много новых талантливых имен. Да и внешний вид здания улучшался. Казалось бы, жить да радоваться!
Но та же «команда», в пору короткого правления Александра Чайковского не замечая его достоинств, буквально под увеличительным стеклом разглядывала его «прегрешения». В последние два года А. Чайковский стал буквально «мальчиком для битья».
В этот период борьбы проректоров за свое «место под солнцем» в вузе создалась анти-творческая атмосфера. А. Чайковский был публично дискредитирован и сам стал делать порой необъяснимые ошибки. Во всем ли он прав? Конечно, нет! Но любую ситуацию в творческом вузе необходимо решать без вовлечения в эти «разборки» коллектива, а тем более студентов, которых заставляли подписывать письма, выражающие недоверие ректору. Сколько грязи, шантажа и неприкрытой брани звучало в эти месяцы в коридорах старейшего вуза! Устав от «подметных писем», Министерство культуры само решило судьбу старейшего музыкального вуза России. Исполняющим обязанности ректора был назначен превосходный скрипач и дирижер, эрудит Сергей Стадлер. Но в тот день, когда в одном зале консерватории представители Министерства культуры знакомили ученый совет с Сергеем Валентиновичем Стадлером, в другом зале спешно организовали собрание, которым заправляли все те же «псевдореволюционеры» с желанием объявить и новому претенденту недоверие.
Сергей Стадлер начал свое вступление в должность словами: «Я хотел бы, чтоб в консерватории люди занимались музыкой». Многих эта фраза удивила, а кого-то и обидела. Но за короткий период - с июня по сентябрь - новому руководству консерватории удалось многое: упорядочить финансовые потоки, наладить творческие отношения с коллективом, твердо поставить на место тех, кто постоянно будоражил творческую и учебную жизнь.
Окружение Стадлера работает профессионально. 22 сентября новый концертный сезон открылся ораторией Антонио Вивальди «Юдифь торжествующая». Сергей Стадлер превосходно объединил студенческий оркестр, хор, молодых талантливых солистов. А на следующий день открыл сезон Театра оперы и балета Петербургской консерватории, продирижировал достойно спектаклем «Евгений Онегин». Словом, жизнь консерватории налаживается. А те, кто создавал напряженную обстановку, видимо, займут места, на которых им следует быть.
Я помню фразу из сказки Шварца: «Тень, займи свое место!» И надеюсь, что в отремонтированных светлых коридорах, залах и классах нашей консерватории все будет посвящено только Музыке.