Аргументы Недели → Культура № 46(132) от 13.11.2008

Чем лучше артист, тем более он грешен

, 18:09

 

Валентина Ивановна, помнится, в фильме «Таежный десант» ваш земляк-кинооператор вырезал кадры с вашей ролью на сувениры для односельчан. И вы приняли твердое решение больше не сниматься в фильмах, где роль можно безболезненно удалить...

- В «Таежном десанте» - да, от меня остался только хвостик. Это был урок. Сейчас на канале «Россия» прошел сериал «Почтальон», там я играю бабушку главной героини. Мою роль вырезать нельзя, тогда уйдет и линия моей внучки Насти. Не скажу, что роль в «Почтальоне» - какая-то выдающаяся, добавляющая что-то новое к моим ролям, но, главное, она - не постыдная. В последнее время я прочла столько странных сценариев, в которых законы драматургии попраны совершенно...

- Как вы думаете, откуда берутся такие сценарии?

- В этом году я прочла 18 сценариев. В итоге выбрала четыре - не позорных. Все остальные были - за гранью добра и зла. От трех отказалась по уважительной причине - там надо было играть похороны собственного сына. Не хочу испытывать судьбу, как Нонна Мордюкова, которая хоронила сына в фильме, а потом и в реальной жизни.

- Ваши роли наложили отпечаток на вашу судьбу?

- Влияние роли колоссально, фатально. Чем сильнее ты погружаешься в характер, тем сильнее он на тебя воздействует. После роли Анны Оношенковой в фильме «Васса» мне было страшно прикасаться к своему маленькому сыну Ване. Я тогда все время была погружена в характер этого неприятного человека. Существует инерция восприятия. Сыграешь отрицательный персонаж, и потоком идут подобные предложения от режиссеров. Я стараюсь сразу прекращать тиражирование удачно сделанного персонажа. Если это сложный мистический человек, лучше не увлекаться, потому что судьба все равно потом отыграется на тебе. Чем лучше артист, тем более он грешен. Когда он слишком отдается роли, попирая свой истинный, Богом данный образ, то обретает чужую кожу.

- Вы сейчас снимаетесь в роли матери мистического писателя Гоголя, не опасаетесь последствий?

- Я была посрамлена тем, что, посвятив в молодости много времени творчеству Гоголя, никогда не задумывалась о том, кто же его мама. Оказывается, Мария Ивановна - интереснейшая личность. Я благодарна больше не тому, что сыграю ее, а тому, что снова вернулась к Гоголю, его письмам, его творчеству, к чему нужно постоянно возвращаться. Но, к сожалению, из-за финансового кризиса этот грандиозный проект Натальи Бондарчук пока заморозили. Но, надеюсь, он будет возобновлен. В апреле 2009 года будет отмечаться 200-летие Николая Васильевича. Наталья Бондарчук - в творчестве упорная, неистовая, ей трудно достаются победы. Фильм про Пушкина она снимала пять лет. Но Наталья Сергеевна переполнена своими идеями и умеет заражать ими окружающих.

- Ваша семья далека от кино. Чем занимается сын Иван?

- Он закончил МГИМО, защитил диссертацию, стал кандидатом юридических наук, работает по профессии. А еще пишет рассказы. Для него это вроде хобби. Но мне кажется, что у него есть дар литератора.

- Он женат?

- Пока нет. Так что я играю бабушку только в кино. Сейчас принято поздно вступать в брак.

- Ваш супруг - архитектор. Может, он сделал с вас скульптуру или нарисовал картину?

- Нет, это я их рисую - и сына, и мужа - акриловыми красками и акварелью. У нас все стены в квартире и загородном доме завешаны моими пейзажами, букетами, жанровыми картинками. В них присутствуют и мои любимые мужчины. Но муж и сын запрещают рассказывать про них.

- Им нравится то, что вы пишете?

- Муж снисходительно улыбается, хотя говорит, что ему нравится, а вот сыну нравится очень.

- А вы свои работы где-нибудь выставляете?

- Пока нет. Хотя увлечение мое все усиливается, и дважды предлагали организовать выставку, но я считаю, что пока надо еще потрудиться. Всегда с радостью дарю свои работы друзьям, если просят.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram