Аргументы Недели → Культура № 44(130) от 30.10.2008

Изображая собаку

, 20:36

 

 

В течение нескольких часов московские галеристы находились под арестом в одном из участков 8-го округа Парижа, где в стенах Гран-Пале и проходила Ярмарка. Причиной для привода послужили фото небезызвестного человека-собаки Олега Кулика. Выполнены эти фотографии были еще в начале 90-х годов, в ходе ставших уже легендарными перформансов 47-летнего артиста. Кулика увлекла идея одиночества животных в мире людей. Для лечения этой болезни века он и выбрал тогда шоковую терапию: раздевался на публике догола, передвигался на четвереньках, лаял, как собака. На выставке в Цюрихе в марте 1995 г. кому-то даже повезло быть искусанным голым Куликом в образе собаки. В таком виде он приковал себя цепью к двери центрального входа на выставку. И тогда властям пригодились швейцарские «застенки».

Времена меняются, Кулик как художник возмужал, в мировом арт-сообществе сейчас он раскручен на полную катушку. Ему уже не нужно пробивать себе дорогу лаем. Достаточно выставлять только фото предыдущих битв и ристалищ, добавляя к ним, как случилось в Париже на этот раз, несколько еще более провокативных отпечатков из отдельных продвинутых фотосессий. Тех, например, где можно при желании усмотреть сцены зоофилии или их имитации, как утверждают поклонники и специалисты в творчестве мэтра.

Сотрудники французской таможни, пропускавшие произведения на FIAC, таковыми не являлись и послали отношение в парижскую прокуратуру. Та обратилась в полицию с просьбой «изъять эти фото из поля зрения неподготовленной публики». Прокуратура опиралась на ст. 2274 французского Уголовного кодекса. Там запрещается распространение изображений, имеющих насильственный или порнографический характер, которые могли бы быть увидены несовершеннолетними. Дирекция Ярмарки, в которой в этом году принимают участие 187 галерей из 20 стран, попыталась отыграть конфликт заранее, объяснив московским галерейщикам необходимость специального помещения для выставления подобных работ при предупреждающих надписях на входе.

Московская галерея XL надписи повесила, но было уже не до специального помещения. Вечером 24 октября появилась полиция и изъяла около 30 работ художника. Оказалось, что выставляться в Париже - это не то же самое, что в России. Здесь на выставке Кулика в Доме художника на Крымском Валу в Москве те же изъятые сейчас в Париже клише были доступны взору любого желающего, вплоть до младенца.

Что до Кулика-собаки, то омытый новой волной интереса, он продолжит готовиться к дебюту на парижской оперной сцене. В январе в театре Шатле пройдет его спектакль по «Всенощной Девы» Монтеверди.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram