Аргументы Недели → Культура № 44(130) от 30.10.2008

Старый цирк в необычной упаковке

, 20:21

 

В фойе и зале пахнет шоколадом еще до начала представления. Его аромат настраивает зрителей на радостное восприятие предстоящего действия. Как известно, шоколад рождает в организме гормоны счастья. И цирк, в общем-то, тоже - смех и немного адреналина очень полезны для здоровья. 

Шоколадная тема присутствует в спектакле в разных вариантах. В названиях номеров в программке; в декорациях и костюмах артистов; в слове «шоколад», которое в начале представления выкладывают из какао-бобов юные девушки; в финальном номере акробатов на дорожке, где в качестве оформления то и дело мелькают большие шоколадные плитки.

На этом, пожалуй, прямые ассоциации с шоколадом  заканчиваются. Но возникает другое - атмосфера. Странным образом вдруг рождается ощущение, что мы попали в старый, дореволюционный цирк. Мягкий, теплый, немного домашний, лишенный всякой агрессии. И хотя вопреки правилам цирковой программы представление начинают джигиты-наездники (обычно вначале ставят воздушный номер), недоумения это не вызывает - первые цирки в России были именно конными. А атмосфера уже задана, поэтому и лошади смотрятся органично. Вообще, определение «органично» очень подходит к новой программе. Номера, перемежаемые пластическими композициями (танцевальная группа «Ассорти» п/р Лины Лангнер), плавно переходят друг в друга. Клоуны (дуэт «Мик-Мак») ненавязчиво смешат публику, особенно радуя детей. Ведущая Гульнара Гибадуллина симпатично комментирует происходящее. А музыкальное оформление Дениса Панфилова вносит легкий аромат Парижа, весьма популярного в дореволюционной России.

Кстати, животные в этой программе тоже в основном больше домашние, «белые и пушистые». Грациозные кошки Анели Росляковой (она - лауреат последнего московского Международного фестиваля) послушно проделывают свои трюки. Попугаи известного дрессировщика Вениамина Игумнова такие милые, что и не подумаешь, какие хищные инстинкты проявляются у них порой. Даже медведи Ольги и Виктора Кудрявцевых (номер идет в сокращенном варианте) смотрятся как мягкие плюшевые игрушки. Хотя, как не вспомнить, что за четыре дня до премьеры одна из медведиц сильно повредила Виктору лицо! Пришлось наложить девятнадцать швов. 

Но все эти страсти  - за кулисами, а на представлении - сплошной шарм, аромат, «шоколад». Приятно видеть в программе несколько хороших и в то же время очень разных воздушных номеров. Молодой гимнаст Алексанр Шабанов весьма изысканно смотрится на своих шоколаднокоричневых полотнах. Гимнасты на рамке Артемьевы - известные мастера, работают четко и слаженно; гимнастка на трапеции Гульнара Гибадуллина хоть и выступает с традиционными трюками, но создает особое романтичное настроение.

Режиссеру Елене Польди, безусловно, удалось приготовить из сложных цирковых ингредиентов одно целое, «вкусное» блюдо. Не всегда одинаковые по своему классу номера смотрятся в программе равнозначно. Даже такой блестящий номер, как «Акробаты на русской палке» Светланы Гвоздецкой, не выходит на первый план и не давит остальных своим превосходством. И в этом конечно же заслуга режиссера, которая сумела найти точные место и пропорции для каждого выступления, создать целостный, органичный спектакль.

Но без небольшой ложки дегтя не обойтись. Во-первых, финал всего действия. После яркого, эмоционального выступления акробатов на дорожке под руководством Сергея Рубцова вдруг снова появляются клоуны и затягивают довольно нудную историю с тортом, в который один из них падает лицом, а потом обмазывает этим тортом публику. Полное ощущение, что это уже лишнее. И второе - для манежа Цирка Никулина этот спектакль, на мой взгляд, выглядит несколько камерным. Можно только пожалеть, что у цирка нет Малой арены, как в некоторых театрах Малой сцены. Вот там «ДалокоШ» смотрелся бы идеально. И по эстетике, и по энергетике. Основная арена требует чегото более взрывного и темпераментного.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram