Аргументы Недели → Культура № 38(124) от 18.09.2008

Киноторговцам готов оторвать голову

, 16:20

 Алексей Владимирович, сегодня вы - президент фестиваля «Московская премьера». Что думаете по поводу современного российского кинематографа?

 - В этот раз «Моссовет» и Людмила Ивановна Швецова на фестивале сделали замечательный шаг - организовали бесплатные детские сеансы. И я был поражен. Казалось, где-то случилось землетрясение, и люди прибежали и стоят в очереди за водой или за хлебом. Огромная толпа боролась за билетик на премьеру. Понимали бы те, кто делает кино, сообразили, что зрители есть, только денег у них нет!

 Если бы вы видели огромное количество детей с их бабушками, мамами и папами, которые не могут пойти в кино... А здесь, на фестивале, у них не было никаких ценовых запретов и ограничений. Столько радостных детских лиц! Весь фестиваль стоит именно этого! Та же ситуация была и со взрослыми. После просмотра каждой фестивальной картины я выходил к зрителям и благодарил их за то, что они пришли на просмотр. После этих слов я спускался вниз и выходил из зала одним из последних. И вот наблюдаю такую картину: закончился сеанс, выходят люди, зал был набит битком. Вдруг останавливается пожилая пара, и жена нежно так мужу говорит: «Дорогой мой! Сколько же мы с тобой в кино не были!» И вот за эти слова сожаления наших стариков я бы оторвал голову всем торговцам кинофильмами и киносеансами, которые устанавливают немыслимые для детей и стариков цены на билеты в кино.

 Так что это ложь, что в кино не ходят. Просто в современных условиях, диктуемых киновладельцами, многие не могут себе это позволить! В кинозале, глядя на детей, можно убедиться, что кино - это совершенно другое удовольствие, нежели телевизор. Потому что здесь создается особое поле эмоций. Когда смешно - смеется весь зал, ребята смотрят друг на друга, заражаются улыбками, хорошим настроением. Разница между телефильмом и фильмом - как между картиной и ее фотоснимком.

 Из последнего просмотренного меня впечатлил «Остров» Лунгина. Это настоящее русское, пронизанное нашей культурой, человеческое кино, показывающее переживания живых людей. Понравилась скупость художественных средств и редкая достоверность - именно так снимали Урусевский, Дзига Вертов. В «Острове» все настоящее: тулуп - это тулуп, мокрые ноги - это мокрые ноги. Современная голливудская компьютерная графика, которую сейчас активно перенимают все кинематографисты, не может обмануть зрителя - он все равно отличает настоящее от подделки.

 - Вы преподаете во ВГИКе. Чем современные студенты отличаются от студентов вашего времени?

 - К сожалению, нынешние абитуриенты приходят с поверхностными знаниями. Представляете, один абитуриент на вступительном экзамене по литературе стал говорить, что «Тихий Дон» ему «очень понравился». Я спрашиваю: «А кто автор?» Не знает. Зато видел экранизацию Бондарчука - вот и все знания. Жаль, в титрах имя автора пропустил...

 В этом году нами было прослушано около 2200 абитуриентов на 20 мест. А ведь надо прослушать каждого из 5 человек, которые заходят в аудиторию! Почему такой наплыв? Потому что сейчас поступают в театральный вуз не за образованием и не из-за посвящения себя искусству. Сегодня высунуться. И не важно, чем ты «засветился» и на сколь долгий срок, главное - заметили! Это страшная вещь.

 В этом году был такой случай. После экзамена я выхожу из аудитории, ко мне подходит женщина и начинает плакать. «Ой, товарищ Баталов, помогите, у меня дочка хочет поступать в институт... если она не поступит, я руки на себя наложу... Все уже в доме продала, лишь бы дочурка поступила». Я ее спрашиваю: «Она взрослая у тебя? По возрасту подходит?» «Нет, она маленькая...» Оказывается, дочка насмотрелась передач и сериалов, где играют маленькие дети, и мечтает «быть в телевизоре», как они!

 - В 1957 году вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» с вашим участием, который в 1958 году в Каннах получил «Золотую пальмовую ветвь». В чем был успех фильмов тех лет и что необходимо сделать сегодня, чтобы снимать столь же качественные картины?

 - Если бы сейчас в кинематографии не занимались тем, чем занимаются, делали бы фильмы не хуже. Ведь именно в России возникла первая киношкола на базе Киностудии им. Горького. И до недавних пор ей не было аналогов в мире. Все операторы учились у нас. Когда я во время презентации фильма «Летят журавли» оказался в Америке, к нам пришел человек, который оказался хозяином операторского отделения всего Голливуда. «Умоляю вас, расскажите про Урусевского и про его приемы съемок и монтажа». Урусевского, кстати, до сих пор изучают во всем мире.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram